Визуальный вид большинства шрифтов соответствует основным ограничениям зрительной системы человека, что облегчает восприятие и обработку букв. Например, кардиналы (горизонтальные и вертикальные линии) более многочисленны, чем косые линии. Но как это произошло? Разборчивость систем письма постепенно развивалась в результате культурной трансформации или культурного отбора? Или на форму персонажей напрямую влияют когнитивные предпочтения человека? Чтобы прояснить этот вопрос, Оливье Морен из Института истории человечества им. Макса Планка в Йене проанализировал и сравнил буквы более 100 шрифтов со всего земного шара. Он не нашел доказательств долговременной эволюции разборчивости, но обнаружил, что ориентация строк в буквах большинства шрифтов представляет собой удивительные и широко распространенные закономерности, отдающие предпочтение определенным видам ориентации, симметрии и углам над другими.
В исследовании, опубликованном в Cognitive Science, Морин изучил буквы в общей сложности 116 шрифтов из всех регионов мира за период времени в 3000 лет на предмет удобочитаемости. В отличие от предыдущих исследований, основное внимание уделялось не топографии - пространственной структуре букв, а скорее ориентации линий внутри букв.
Анизотропные особенности разборчивости
Морин использовал классическое исследование визуального познания, чтобы предсказать три аспекта формы букв. (1) Вертикальные и горизонтальные линии (как в E, H, L и т. д.), которые легче распознавать, различать и запоминать, должны встречаться чаще, чем наклонные линии (как в X, Z, W и т. д.); (2) Наклонные и кардинальные знаки не должны смешиваться: буквы, состоящие исключительно из основных линий (например, E, H, F) или исключительно наклонных линий (как в W и X), должны встречаться чаще, чем буквы, сочетающие эти две (например, K, A). и Z); (3) Вертикальная симметрия широко распространена в природе и распознается человеком быстрее, чем горизонтальная симметрия, поэтому буквы с большей вероятностью будут вертикально симметричными (например, M, A, W, U и т. д.).), а не горизонтально-симметричный (как в K, D, E и т. д.).
Существование всех трех характеристик - кардинального доминирования, разделения наклонных и основных линий и чрезмерного представления вертикальной и горизонтальной симметрии - было подтверждено двумя независимыми оценщиками в большинстве шрифтов в исследовании, включая редкие шрифты, которые развивались независимо от западных влияний.
"Культурная адаптация к когнитивным предпочтениям может не нуждаться в долгосрочной культурной эволюции."
Во второй части исследования рассматриваются две разные гипотезы относительно культурной эволюции разборчивости символов. Первый основан на предположении, что выживаемость читаемых сценариев выше, чем у тех, которые труднее читать. Таким образом, у вымерших письменностей должно быть меньше характеристик хорошей читабельности, чем у современных (культурный отбор). Вторая гипотеза связана с процессом затухания или расщепления шрифтов. Системы письма, развившиеся из существующих систем письма в новые и самостоятельные, должны иметь более высокую степень удобочитаемости, чем их предки (культурная трансформация). Обе гипотезы были проверены на три характеристики, описанные выше, посредством филогенетического анализа. Значимую корреляцию удалось вычислить только в одном случае: мощность в живых сценариях была выше, чем в вымерших. Для всех остальных случаев значимой или даже отрицательной корреляции обнаружено не было. Эти результаты контрастируют с предыдущими исследованиями, в которых утверждалось, что разборчивость шрифтов возникла в результате культурного отбора. «Культурная адаптация к когнитивным предпочтениям, - пишет Морин, - может и не нуждаться в долгосрочной культурной эволюции».
«Одна из радостей науки - находить неожиданные закономерности в вещах, которые вы видели миллионы раз», - прокомментировал Морин. «Наука о зрении может помочь нам обнаружить неожиданные закономерности в культурных формах, таких как буквы, а история культуры может сказать нам, возникли ли они в результате культурной эволюции или в человеческом мозгу.«Документ имеет широкое значение для изучения грамотности.