Человеческие общества выработали предпочтения в еде на основе сочетания того, что было доступно, и того, что, по мнению группы, ей нравилось больше всего. Затем эти пристрастия передавались как часть набора социально усвоенных моделей поведения, ценностей, знаний и обычаев, составляющих культуру. Считается, что помимо людей многие другие социальные животные также проявляют различные формы культуры.
На самом деле, согласно новому исследованию, проведенному гарвардскими приматологами Лиран Самуни и Мартином Сурбеком, бонобо, один из наших ближайших ныне живущих родственников, может быть последним дополнением к списку.
Исследование, опубликованное сегодня в eLife, является результатом пятилетнего изучения привычек охоты и питания двух соседних групп бонобо в заповеднике Коколопори бонобо в Демократической Республике Конго. Они рассмотрели, влияют ли экологические и социальные факторы на эти привычки. Четыре из этих лет были потрачены на отслеживание соседних групп человекообразных обезьян с помощью GPS и некоторых старомодных движений ног, чтобы записывать каждый раз, когда они охотятся.
Анализируя данные, ученые обнаружили много общего в жизни двух групп бонобо, получивших названия Экалакала и Кокоалонго. Оба бродят по одной и той же территории, примерно 22 квадратных мили леса. Оба просыпаются и засыпают в птичьих гнездах, которые они строят после целого дня путешествия. И, самое главное, у обоих есть доступ и возможность охотиться на одну и ту же добычу. Однако именно здесь исследователи заметили поразительную разницу.
Группы постоянно предпочитали охотиться и лакомиться двумя разными видами добычи. Группа Экалакала почти всегда преследовала тип похожих на белок грызунов, называемых аномалиями, которые способны скользить по воздуху с дерева на дерево. Группа Кокоалонго, с другой стороны, предпочитала антилопу малого и среднего размера, называемую дукером, которая живет на лесной подстилке.
«Идея состоит в том, что если у наших ближайших ныне живущих родственников, шимпанзе и бонобо, есть некоторые культурные черты, то [вероятно] наши предки уже обладали некоторой способностью к культуре». - Лиран Самуни
Из 59 охот с августа 2016 г. по январь 2020 г. экалакала поймал и съел 31 аномалиру, охотясь на дукеров только один раз. Кокоалонго съел за это время 11 дукеров и только трех планирующих грызунов.
«По сути, это похоже на то, как две культуры используют общий ресурс по-разному», - сказал Самуни, научный сотрудник Pan Lab Гарвардского университета и ведущий автор статьи.«Подумайте о двух человеческих культурах, живущих очень близко друг к другу, но имеющих разные предпочтения: одна больше предпочитает курицу, а другая культура больше питается говядиной… Это то, что мы видим».
Используя статистическое моделирование, ученые обнаружили, что такое поведение происходит независимо от таких факторов, как место охоты, ее время или время года. Они также обнаружили, что на предпочтения не влиял размер охотничьей группы или сплоченность группы. На самом деле модель исследователей показала, что единственная переменная, которая может надежно предсказать предпочтения добычи, - это принадлежность охотников к команде Экалакалы или команде Кокоалонго..
Исследователи поясняют в статье, что они не исследовали, как группы бонобо узнали об этих охотничьих предпочтениях, но благодаря своему анализу они смогли исключить экологические факторы или генетические различия между двумя группами. По сути, это означает, что все данные указывают на то, что это выученное социальное поведение.
«Это одно и то же население и соседние сообщества», - сказал Сурбек, доцент кафедры эволюционной биологии человека и старший автор статьи. Он основал и руководит исследовательским проектом Kokolopori Bonobo. «Эти два сообщества в основном живут в одном и том же лесу. Они используют одни и те же места, но, тем не менее, они показывают эти различия».
Доклад представляет собой то, что считается самым убедительным доказательством культурного поведения этого вида приматов.
Исследователи считают, что эта статья - лишь верхушка айсберга, и уже планируют следующую часть работы: изучение того, как группы бонобо научились такому поведению.
Одна из главных целей этой работы - помочь охарактеризовать культурные возможности последнего общего предка между людьми и двумя нашими близкородственными двоюродными братьями-приматами.
«Идея состоит в том, что если у наших ближайших ныне живущих родственников, шимпанзе и бонобо, есть какие-то культурные черты, то [вероятно] наши предки уже обладали некоторой способностью к культуре», - сказал Самуни.
Бонобо могут сыграть особую роль в этой загадке. Как и у шимпанзе, за которых их часто принимают, бонобо на 99 процентов совпадает с ДНК человека. Однако бонобо часто считают менее агрессивными и территориальными, предпочитая секс в различных комбинациях партнеров дракам. Группы шимпанзе, с другой стороны, иногда сражаются, когда встречаются в дикой природе, иногда до смерти.
Разные группы населения бонобо, как известно, взаимодействуют и даже делятся едой, что, наряду с их социально-сексуальным поведением, принесло им прозвище «обезьяны-хиппи». Именно эти черты свободной любви и мира делают их главными для этого типа исследований, поскольку ученые могут наблюдать за двумя соседними группами бонобо, чтобы определить, возникает ли поведение, отличающееся между двумя регулярно взаимодействующими группами, из-за какого-то механизма обучения (или социального). предпочтение) или потому, что это диктует среда, говорят исследователи.
Авторы статьи не были сильно удивлены своими выводами.
Они случайно заметили это охотничье предпочтение, и уже считается, что у бонобо есть тонкие культурные черты. В конце концов, ряд социальных животных демонстрируют культурное поведение, особенно когда речь идет о пищевых привычках. Шимпанзе учат своих детенышей использовать палки для ловли термитов. Матери-дельфины учат потомство прикреплять морские губки к носу, чтобы защитить их, пока они добывают корм на морском дне.
Что волнует исследователей в этом открытии, так это то, что оно показывает ценность изучения этого часто упускаемого из виду исчезающего вида и погружения в его культуру.
"Они как недостающий кусочек головоломки", - сказал Сурбек.