Исследователи точно определили дату того, что может быть самым старым из когда-либо зарегистрированных солнечных затмений. Событие, произошедшее 30 октября 1207 г. до н.э., упоминается в Библии и может иметь последствия для хронологии древнего мира.
Библейский текст, о котором идет речь, взят из ветхозаветной книги Иисуса Навина и веками озадачивал библеистов. В нем записано, что после того, как Иисус Навин привел народ Израиля в Ханаан - область древнего Ближнего Востока, которая покрывала современные Израиль и Палестину, - он молился: «Солнце, остановись в Гаваоне, и Луна, в долине Аиалон. И остановилось Солнце, и остановилась Луна, пока народ не отомстил врагам своим."
«Если эти слова описывают реальное наблюдение, значит, имело место крупное астрономическое событие - вопрос, который мы должны выяснить, заключается в том, что на самом деле означает текст», - сказал соавтор статьи профессор сэр Колин Хамфрис из факультета материаловедения и металлургии Кембриджского университета, который также заинтересован в сопоставлении научных знаний с Библией.
«Современные английские переводы, которые следуют за переводом короля Якова 1611 года, обычно интерпретируют этот текст как означающий, что солнце и луна перестали двигаться», - сказал Хамфрис, который также является членом Селвинского колледжа. «Но, вернувшись к исходному тексту на иврите, мы определили, что альтернативное значение может заключаться в том, что солнце и луна просто перестали делать то, что они обычно делают: они перестали светить. В этом контексте еврейские слова могут относиться к солнечному затмению, когда луна проходит между землей и солнцем, и кажется, что солнце перестает светить. Эта интерпретация подтверждается тем фактом, что еврейское слово, переведенное как «стоять на месте», имеет тот же корень, что и вавилонское слово, используемое в древних астрономических текстах для описания затмений».
Хамфрис и его соавтор Грэм Уоддингтон не первые, кто предположил, что библейский текст может относиться к затмению, однако более ранние историки утверждали, что дальнейшее исследование этой возможности невозможно из-за кропотливого расчеты, которые потребовались бы.
Независимые свидетельства того, что израильтяне были в Ханаане между 1500 и 1050 годами до нашей эры, можно найти в Стеле Мернептаха, египетском тексте, датируемом правлением фараона Мернептаха, сына известного Рамсеса Великого. На большом гранитном блоке, хранящемся в Египетском музее в Каире, говорится, что он был высечен на пятом году правления Мернептаха, и упоминается кампания в Ханаане, в которой он победил народ Израиля.
Ранее историки использовали эти два текста, чтобы попытаться датировать возможное затмение, но безуспешно, поскольку рассматривали только полные затмения, при которых диск солнца кажется полностью закрытым луной, поскольку Луна проходит прямо между Землей и Солнцем. Что более ранние историки не учли, так это то, что вместо этого это было кольцеобразное затмение, при котором луна проходит прямо перед солнцем, но находится слишком далеко, чтобы полностью покрыть диск, что приводит к характерному виду «огненного кольца». В древнем мире одно и то же слово использовалось как для полных, так и для кольцеобразных затмений.
Исследователи разработали новый код затмения, который учитывает изменения во вращении Земли во времени. Из своих расчетов они определили, что единственное кольцеобразное затмение, видимое из Ханаана между 1500 и 1050 г. до н.э., произошло 30 октября 1207 г. до н.э., днем. Если их аргументы будут приняты, это будет не только самое старое из когда-либо зарегистрированных солнечных затмений, но и позволит исследователям датировать правление Рамсеса Великого и его сына Мернептаха с точностью до года.
«Солнечные затмения часто используются в качестве фиксированной точки для определения даты событий в древнем мире», - сказал Хамфрис. Используя эти новые расчеты, правление Мернептаха началось в 1210 или 1209 году до нашей эры. Поскольку из египетских текстов известно, как долго правили он и его отец, это означало бы, что Рамсес Великий правил с 1276 по 1210 год до н. Точные даты правления фараонов были предметом некоторой неопределенности среди египтологов, но этот новый расчет, если он будет принят, может привести к корректировке дат нескольких их правлений и позволит нам точно датировать их.