Шелковый путь развивался как движение «травяных маршрутов»: древняя горная сеть Азии была структурирована экологическими стратегиями кочевников-скотоводов

Шелковый путь развивался как движение «травяных маршрутов»: древняя горная сеть Азии была структурирована экологическими стратегиями кочевников-скотоводов
Шелковый путь развивался как движение «травяных маршрутов»: древняя горная сеть Азии была структурирована экологическими стратегиями кочевников-скотоводов

Почти 5 000 лет назад, задолго до того, как Марко Поло пересек обширные торговые пути с востока на запад Великого Шелкового пути, кочевники, перегоняющие стада в пышные леса, закладывали основы этих трансазиатских сетей взаимодействия. горные пастбища, предполагает новое исследование Вашингтонского университета в Сент-Луисе.

«Наша модель показывает, что долгосрочные стратегии мобильности горных кочевников-скотоводов структурировали устойчивые маршруты сезонных миграций на летние пастбища, что в значительной степени соответствует развивающейся географии взаимодействия «Шелкового пути» через горы Азии», - сказал Майкл. Фрачетти, ведущий автор исследования и адъюнкт-профессор антропологии факультета искусств и наук Вашингтонского университета.

Исследование, опубликованное в журнале Nature, сочетает в себе спутниковый анализ, географию человека, археологию и географические информационные системы (ГИС), чтобы показать, что 75 процентов участков древнего Шелкового пути в высокогорной части Внутренней Азии проходят по путям, которые моделирует модель. оптимально подходит для перегона стад на первоклассные горные луга и обратно.

Инновационный подход модели к отслеживанию пастбищных троп предлагает ряд альтернативных маршрутов ко многим известным участкам Шелкового пути. Он также предоставляет карту с высоким разрешением других, возможно, важных маршрутов Шелкового пути, которые ранее не были идентифицированы и мало исследованы, включая неисследованный коридор на Тибетском плато к югу от Дуньхуана, Китай.

На протяжении более века Шелковый путь - термин, введенный в 1877 году немецким исследователем бароном фон Рихтгофеном - интригует современных историков и археологов, которые хотят понять возникновение того, что многие считают самой сложной древней системой сухопутной торговли в мире..

«Расположение древних городов, поселков, святынь и стоянок караванов уже давно иллюстрирует ключевые точки взаимодействия в этой обширной сети, но определение ее многочисленных маршрутов было гораздо более неуловимым», - сказал Фрачетти. «В результате мало что известно о подробных путях, по которым на протяжении тысячелетий торговцы, монахи и паломники перемещались и взаимодействовали в высокогорьях Внутренней Азии».

Ученые ранее проследили торговые коридоры Шелкового пути, смоделировав самые короткие пути с наименьшими затратами между крупными поселениями и торговыми центрами. Такой подход «соедини точки» имеет смысл в низменных районах, где прямые маршруты через засушливые равнины и открытые пустыни связаны с легкостью перемещения между торговыми центрами. Но это не тот способ, которым традиционно передвигаются горные скотоводы в труднопроходимых горных районах, утверждает Фрачетти..

«Маршруты взаимодействия Шелкового пути никогда не были статичными, и уж точно не в горах», - сказал Фрачетти.«Караваны, пересекающие Азию, были ориентированы на различные факторы, однако в горах их маршруты, вероятно, выросли из исторически укоренившихся троп кочевников, которые были хорошо осведомлены и умело двигались в горах».

Хотя массивные горы Внутренней Азии разделяли оазисные общества, жившие в жарких и засушливых низменностях, горных кочевников этого региона объединяла общая экологическая проблема: жаркое лето, из-за которого равнинные пастбища высохли и стали бесплодными. В ответ мобильные скотоводы разработали аналогичную стратегию для достижения успеха по всему горному коридору: спасаясь от иссушающей траву летней жары, перегоняя стада на более высокие высоты, утверждает Фракетти..

Археология документирует развитие горно-скотоводческой экономики в высокогорной Азии уже в 3000 г. до н.э., и мы утверждаем, что века экологически стратегической мобильности этих скотоводов запечатлели основные маршруты и географию древних трансазиатских торговые сети», - сказал Фрачетти.

Чтобы проверить эту теорию, Фрачетти и его коллеги разработали модель, которая имитирует мобильность пастухов в высокогорье как «потоки», направляемые сезонно доступными лугами. Хотя модель создается без использования участков Шелкового пути в своих расчетах, пути, которые она проектирует, демонстрируют значительное географическое совпадение с известными местоположениями Шелкового пути, составленными независимо Тимом Уильямсом, ведущим исследователем Шелкового пути в Институте археологии Университетского колледжа Лондона.

На развитие Шелкового пути через низменные пустыни, плодородные предгорья и оазисы повлияло множество факторов. Однако наложение пастбищных маршрутов и известных участков Шелкового пути указывает на то, до 4000 м) возникли в связи с давно установленными моделями сезонной мобильности, используемыми кочевым скотоводами в горах Внутренней Азии», - сказал Уильямс, соавтор этого исследования. Уильямс также является автором тематического исследования Шелкового пути Международного совета по памятникам и достопримечательным местам (ИКОМОС), которое легло в основу серийных транснациональных номинаций всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фракетти, который руководит лабораторией пространственного анализа, интерпретации и исследования (SAIE) в Вашингтонском университете, изучал кочевые скотоводческие культуры и их древние торговые сети по всему миру. Он руководил раскопками в Узбекистане, Казахстане и других странах Центральной Азии.

Его полевые исследования подтверждают, что эти общества имели межконтинентальные связи, охватывающие тысячи лет, феномен, который он прослеживает до древности троп через долины, которые, однажды укоренившись, сформировали низовую сеть, которая стала Шелковым путем.

Доказательство этой теории является сложной задачей, поскольку центральный коридор Шелкового пути проходит через некоторые из самых отдаленных горных хребтов Внутренней Азии: Гиндукуш в Северном Афганистане; Памир в Таджикистане; джунгар в Казахстане; Тянь-Шань в Кыргызстане, Казахстане и Синьцзяне (Китай); и Алтайские горы в Казахстане, России и Монголии.

Его подход основан на творческом применении инструментов ГИС и дистанционного зондирования, обычно используемых для моделирования течения ручьев, рек и других стоков через водосборные бассейны. В гидрологических приложениях «накопление стока» основано на известных свойствах воды, притягиваемой к более низким отметкам под действием силы тяжести, производя расчеты, которые показывают, как сток подается в сеть все более крупных ручьев и рек.

Фракетти меняет гравитацию на траву и использует алгоритм накопления потока, чтобы рассчитать, как качество пышных пастбищ может направить потоки сезонных кочевников-скотоводов через массивный 4000-километровый поперечный участок азиатского горного коридора.

Исследуемая территория, которая охватывает части Ирана, Индии, России, Монголии и Китая, была разделена на сетку из километровых ячеек, каждая из которых получила числовую оценку продуктивности травы на основе отражательной способности растительности. обнаруживаются на многоспектральных спутниковых снимках. Программное обеспечение ГИС использовалось для расчета путей, по которым, вероятно, следовали горные пастухи, поскольку погоня за наиболее доступными пастбищами тянула их к поселениям в низинах. Наиболее вероятные маршруты были определены как маршруты с наибольшим кумулятивным стоком через верхние пастбища.

Как обнаружил Фрачетти в более раннем исследовании, кочевники не бродят бесцельно. Скотоводческое движение через горы основано на местных знаниях ландшафта и обусловлено экологическими факторами, такими как сезонная продуктивность травянистых лугов. Большинство ограничивает свои миграции небольшими регулярными орбитами, которые повторяются из года в год.

Его модель потока учитывает изменение во времени масштабов и распределения основных высокогорных пастбищ, но предполагает, что широкая география горных пастбищ не претерпела радикальных изменений за последние несколько тысяч лет. Маршруты, ориентированные на лучшие пастбища, были бы хорошо известны кочевникам, совершающим подобные сезонные миграции на протяжении многих поколений.

Варьируя смоделированную модель мобильности в течение 500 итераций (грубый эквивалент 20 поколений), появились четко определенные модели мобильности, управляемые травой. Когда процесс построения маршрута показан динамически, небольшие пастбищные тропы выглядят как ручьи и ручьи, которые сходятся в зонах богатых пастбищ, образуя реки кочевой мобильности.

Хотя исследование обеспечивает широкую поддержку теорий Фрачетти о ранней эволюции Шелкового пути, оно также представляет собой дорожную карту для будущих исследований, направленных на раскрытие древних структур социального участия в горах Центральной Азии.

Это также предлагает уроки, предлагает он, о важности участия и связи в преодолении больших проблем, с которыми продолжают сталкиваться цивилизации.

«Эта модель демонстрирует, что эти скалистые горы не были огромными барьерами, которые заставляли региональные сообщества изолироваться, а служили каналами для экономических и политических форм участия, которые поддерживали давние связи между соседними сообществами», - сказал Фрачетти. «Это показывает, что величайшие достижения цивилизации, о которых свидетельствуют удивительные масштабы связи Шелкового пути, часто возникают органично в среде, где связь является нормой; изоляция здесь была бы формулой катастрофы."