Шимпанзе всех возрастов и всех полов могут научиться простому круговому взаимодействию между тремя различными жестами рук, используемыми в известной игре «камень-ножницы-бумага». Несмотря на то, что это может занять у них больше времени, они действительно способны освоить игру так же хорошо, как маленькие дети. Джи Гао из Киотского университета в Японии и Пекинского университета в Китае является ведущим автором исследования в журнале Primates, который является официальным журналом Японского центра обезьян и публикуется Springer. В исследовании сравнивается способность шимпанзе и детей обучаться игре «камень-ножницы-бумага».
Исследовательская группа Гао хотела выяснить, могут ли шимпанзе (пан-троглодиты) улавливать расширенные закономерности. Они использовали игру «камень-ножницы-бумага», популярную детскую игру, в которой сигнал рукой «бумага» всегда побеждает «камень», в то время как «камень» побеждает «ножницы», а «ножницы» побеждают «бумагу». Отношения между сигналами нелинейны и должны пониматься в контексте того, как сгруппированы пары. Изучение таких поперечных паттернов требует повышенных умственных способностей и полезно при формировании сложных сетей взаимоотношений, решении проблем или обновлении того, что вы уже знаете о предмете.
Семь шимпанзе разного возраста и пола, живущие в Институте исследования приматов Киотского университета, были частью эксперимента. Они сидели в кабинке с компьютерным сенсорным экраном и обучались выбирать более сильный из двух вариантов (исходя из правил игры), которые они видели на экране. Сначала они выучили последовательность «бумага-камень», затем «камень-ножницы» и, наконец, комбинацию «ножницы-бумага». Как только они узнали, как пары сочетаются друг с другом, все разные пары были случайным образом представлены им на экране. Пять из семи шимпанзе завершили обучение после в среднем 307 сеансов.
Выводы показывают, что шимпанзе могут выучить круговой узор, лежащий в основе игры. Тем не менее, им потребовалось значительно больше времени, чтобы выучить третью пару ножницы-бумага, чем остальные, что указывает на то, что им было трудно доработать круговой характер узора.
Исследовательская группа также обучила игре 38 детей дошкольного возраста, чтобы сравнить процесс обучения шимпанзе с процессом обучения людей в возрасте от трех до шести лет. У детей не было особых трудностей с пониманием игры, и в среднем они справились за пять занятий. Однако их производительность зависела от возраста. Чем старше были дети, тем точнее они становились, когда им случайным образом предъявляли все три пары. Участники старше 50 месяцев (около четырех лет) играли в игру скорее с мастерством, чем с удачей.
«Это говорит о том, что дети приобретают способность изучать круговые отношения и решать задачу поперечного паттерна примерно в возрасте четырех лет», - говорит Гао. «Успеваемость шимпанзе во время смешанных парных сеансов была аналогична таковой у четырехлетних детей», - добавляет Гао, который надеется, что результаты вдохновят будущие исследования того, как возраст и пол влияют на способность представителей различных видов к обучению. круговые отношения.