Сокращение смертности от мелких частиц в мегаполисе на две трети может быть достигнуто по цене, которая намного ниже, чем стоимость получаемых социальных и экономических выгод, согласно исследованию междисциплинарной группы из CNRS, INSERM, INRAE, Университет Гренобль-Альпы (UGA) и Атмо Овернь-Рона-Альпы. В исследовании определены конкретные меры государственной политики, которые могут способствовать достижению целей в области здравоохранения, поставленных местными лицами, принимающими решения, а также их ожидаемые сопутствующие выгоды. Результаты опубликованы в Environment International 15 января 2022 года.
Каждый год во Франции загрязнение мелкодисперсными частицами (частицы диаметром менее 2.5 микрометров1) приводит к преждевременной смерти около 40 000 человек. Связанные с этим расходы оцениваются в 100 миллиардов евро в год. Несмотря на это, государственная политика по борьбе с загрязнением воздуха, как правило, реализуется без предварительной оценки их будущих последствий для здоровья и экономики.
Проект MobilAir пытается решить эту проблему путем определения конкретных политик, которые будут соответствовать целям здравоохранения, поставленным лицами, принимающими решения в агломерации Гренобля, а именно: снижение уровня смертности, связанной с мелкодисперсными частицами, на 67% с 2016 по 2030. Анализ затрат и выгод различных вариантов был проведен в сотрудничестве с Гренобльской лабораторией прикладной экономики (CNRS / INRAE / UGA), Институтом передовых биологических наук (INSERM / CNRS / UGA), Центром прикладной экономики и социологии. в Сельское хозяйство и сельские районы (AgroSup Dijon / INRAE) и Atmo Auvergne-Rhône-Alpes.
Команда нацелилась на два местных сектора, выбрасывающих самые мелкие частицы: дровяное отопление и транспорт. Они показывают, что цели в области здравоохранения могут быть достигнуты путем сочетания двух мер: замены всех неэффективных дровяных обогревателей современными пеллетными печами и сокращения движения личного автотранспорта в пределах мегаполиса на 36%. В частности, эта политика должна сопровождаться финансовой помощью домохозяйствам, развитием инфраструктуры (общественный транспорт и/или велосипедные дорожки и т. д.) и целенаправленными программами информирования общественности.
Успешная реализация такой политики приведет к ряду дополнительных преимуществ для здоровья, выходящих за рамки пользы для здоровья, непосредственно связанной с мелкодисперсными частицами, поскольку это будет способствовать физической активности и снизит шумовое загрязнение городов и выбросы парниковых газов. Сценарии, предполагающие наиболее широкое развитие активных видов транспорта (пешеходный и велосипедный), приведут к чистой выгоде в размере 8,7 млрд евро за период 2016-2045 гг., т. е. к годовой выгоде в размере 629 евро на душу населения в агломерации 2
Это первое исследование во Франции, демонстрирующее, что социальные выгоды, связанные с мерами по улучшению качества воздуха, перевешивают затраты на такие меры. Таким образом, он предоставляет лицам, принимающим решения, научно обоснованные подходы к значительному улучшению здоровья во всем мегаполисе.
Примечания
1 Более чем в 30 раз тоньше волоса.
2 Эта выгода была рассчитана как разница между пользой для здоровья от мер (будь то материальная, например, более низкие медицинские расходы и отпуска по болезни, или нематериальная, например, улучшение качества уровня жизни и смертности), а также инвестиции и затраты, как частные, так и общественные, связанные с этими мерами. Иными словами, в зависимости от сценария каждый евро, вложенный сообществом, принесет от 1,1 до 4,7 евро социальной выгоды.