Благодаря алгоритмам, которые узнают о предпочтениях контента пользователей социальных сетей, хронология Facebook, ленты Twitter, предлагаемые видео YouTube и другие потоки новостей могут выглядеть поразительно по-разному в разных онлайн-аккаунтах. Специалисты по СМИ и коммуникациям часто ломают голову над тем, как обуздать силы, которые еще больше поляризуют людей с разными взглядами, особенно тех, кто находится по разные стороны политического прохода. Когда речь идет об онлайн-контенте, содержащем дезинформацию - неточные сообщения или пропаганду, направленные на то, чтобы ввести читателей в заблуждение и повлиять на них, - почему некоторые люди чаще верят лжи, часто распространяемой через социальные сети и Интернет?
Арунима Кришна, исследователь Колледжа коммуникаций Бостонского университета, который изучает общественное восприятие спорных социальных проблем, изучает распространение дезинформации, особенно связанной с наукой о климате - проблемой, которой десятилетиями манипулировали отрицатели изменения климата. В своем последнем исследовании Кришна опросила 645 американцев об их убеждениях в отношении изменения климата - независимо от того, основаны ли эти убеждения на фактах или вымыслах, - чтобы оценить их коммуникативное поведение об изменении климата.
"Я думаю, что многие люди не понимают, насколько близко изменение климата близко к дому. Несмотря на то, что мы наблюдаем климатических беженцев, [усиление] ураганов и других [стихийных] бедствий, уровень отдалиться от проблемы», - говорит Кришна, доцент кафедры связей с общественностью Колледжа коммуникаций.
Она отмечает, что физическая удаленность от последствий изменения климата может быть отчасти причиной того, что некоторым людям легче отделить себя от климатического кризиса. Кроме того, многие люди часто не хотят делать климатические решения, например есть меньше мяса, использовать меньше пластика и покупать меньше материальных благ. По ее словам, компании, занимающиеся добычей ископаемого топлива, и лоббисты отрасли также очень усердно работали, чтобы обмануть общественность, не зная всей степени разрушительного воздействия сжигания ископаемого топлива..
Согласно опросу американцев, проведенному Кришной, 7 из 10 человек, склонных верить дезинформации о климате, считают себя политически консервативными. Напротив, 8 из 10 американцев, идентифицировавших себя как либералы, оказались невосприимчивыми к дезинформации об изменении климата. Эти результаты удваиваются по сравнению с прошлым исследованием Йельской программы по информированию об изменении климата, которое показало, что либералы и демократы значительно больше обеспокоены изменением климата, чем консерваторы и республиканцы, и с большей вероятностью считают, что люди вызывают климатический кризис.
Кришна также обнаружил разницу в возрасте между теми, кто более восприимчив к дезинформации, и теми, кто нет. Более половины респондентов, невосприимчивых к ложной информации о климате, были моложе 45 лет. Более восприимчивы к дезинформации о климате в среднем старше 46 лет.
Углубившись в ответы респондентов, Кришна разделил результаты опроса на четыре разные группы. Первый сегмент, состоящий из людей, которых она называет «невосприимчивыми к дезинформации», не принял никакой дезинформации об изменении климата и роли человека в нем и, вероятно, никогда не примет. Вторая группа, «уязвимая для дезинформации», негативно относится к тому, как люди влияют на климат. Хотя они еще не приняли дезинформацию, некоторые из их ответов на факты об изменении климата, а также их отношение и мотивация указывают на то, что в будущем они, возможно, поверят климатической дезинформации. Третья группа, «восприимчивые к дезинформации», уже приняла ложную информацию об изменении климата. Наконец, четвертая группа, «распространяющая дезинформацию», состоит из людей, которые крайне негативно относятся к изменению климата и сомневаются в роли человека в его ускорении, уже приняли дезинформацию и очень заинтересованы в распространении дезинформации, в которую они верят.
«Мое исследование показало, что [усилители дезинформации] более склонны распространять свое мнение об изменении климата по сравнению со всеми остальными участниками опроса», - говорит Кришна. Усилители известны как то, что Кришна называет «лакунами публики» - термин, который она придумала в 2017 году, когда исследовала группы, сомневающиеся в вакцинах. (Слово «общественность» относится к группам, связанным мотивацией, связанной с конкретной проблемой, а «лакуна» означает пробел в знаниях.) Хотя усилители дезинформации, или лакуны, составляют меньшинство, они отличаются от групп, уязвимых к дезинформации. или восприимчивы из-за их готовности распространять дезинформацию.
В Соединенных Штатах больше скептиков в отношении климата, чем где-либо еще в мире, говорит Кришна, но их ряды начали сокращаться. Ученые-климатологи всего мира однозначно установили, что чем больше мы продолжаем выбрасывать в атмосферу удерживающие тепло парниковые газы, тем хуже будут последствия для людей, большинства видов и экосистем на Земле.
Хотя нет единого решения, чтобы остановить распространение дезинформации о климате, Кришна подчеркивает важность взаимодействия с людьми, наиболее уязвимыми к вере в дезинформацию. Однако лакуны, или усилители, может быть трудно или невозможно повлиять на них.
«Возможно, не стоит использовать ресурсы, чтобы попытаться достичь лакун публики», - говорит Кришна. «Исследования говорят нам, что общение один на один часто может быть более эффективным, чем сообщения в СМИ… так что, возможно, это лучший способ [возвышать] голоса, невосприимчивые к дезинформации».