Точная хронология проливает новый свет на происхождение кочевой конной культуры Монголии

Точная хронология проливает новый свет на происхождение кочевой конной культуры Монголии
Точная хронология проливает новый свет на происхождение кочевой конной культуры Монголии

Согласно новому исследованию, кочевая конная культура, которая, как известно, связана с Чингисханом и его монгольскими ордами, уходит своими корнями более чем на 3000 лет назад в восточные евразийские степи, на территорию современной Монголии.

Исследование, опубликованное в Интернете 31 марта в Journal of Archaeological Science, дает научную оценку возраста костей лошадей, найденных на археологических раскопках, принадлежащих культуре, известной как комплекс Олений Камень-Хиригсуур. Эта культура, названная в честь красивых резных стоячих камней («оленьих камней») и курганов (хиригсууры), которые она построила в монгольской степи, связана с некоторыми из древнейших свидетельств кочевого скотоводства и использования домашнего скота в восточной Евразии. И на оленьих камнях, и на хиригсуурах по краям каждого памятника найдены каменные насыпи с ритуальными захоронениями домашних лошадей, число которых иногда исчисляется сотнями или тысячами..

Группа исследователей из нескольких академических институтов, в том числе Института Макса Планка по истории человечества, Йельского университета, Чикагского университета, Американского центра монголоведения и Национального музея Монголии, использовала научную метод датирования, известный как радиоуглеродное датирование, для оценки распространения домашнего конного ритуала на оленьих камнях и хиригсуурах.

Когда организм умирает, нестабильная радиоактивная молекула, присутствующая в живых тканях, известная как радиоуглерод, начинает распадаться с известной скоростью. Измеряя оставшуюся концентрацию радиоуглерода в органических материалах, таких как кости лошади, археологи могут оценить, сколько лет назад животное сделало свой последний шаг. Многие предыдущие археологические проекты в Монголии давали радиоуглеродные оценки дат по останкам лошадей, найденным на этих археологических памятниках бронзового века. Однако, поскольку каждое из этих измерений должно быть откалибровано для учета естественных изменений окружающей среды с течением времени, отдельные даты содержат большое количество ошибок и неопределенностей, что затрудняет их агрегирование или интерпретацию в группах.

Используя статистический метод, известный как байесовский анализ, который сочетает вероятность с археологической информацией для повышения точности групп радиоуглеродных дат, авторы исследования смогли создать высокоточную хронологическую модель раннего использования домашних лошадей в Монголии.. Ведущий автор Уильям Тейлор, научный сотрудник Института Макса Планка по истории человечества, говорит, что эта модель «впервые позволяет нам связать использование лошадей с другими важными культурными событиями в древней Монголии и восточной Евразии и оценить роль климата и изменения окружающей среды в местном происхождении верховой езды».

Согласно исследованию, домашний конный ритуал быстро распространился по монгольской степи примерно в 1200 г. до н.э. - за несколько сотен лет до того, как всадники были четко задокументированы историческими записями. При рассмотрении вместе с другими свидетельствами конного транспорта в комплексе Олень-Камень-Хиригсуур эти результаты позволяют предположить, что Монголия была эпицентром ранней культуры лошадей и, вероятно, раннего верховой езды.

Исследование имеет важные последствия для нашего понимания реакции человека на изменение климата. Например, одна особенно влиятельная гипотеза утверждает, что общества верховой езды и кочевого скотоводства возникли в конце второго тысячелетия до нашей эры в ответ на засуху и ухудшение климата. Вместо этого результаты Тейлора и его коллег указывают на то, что раннее обучение верховой езде имело место в более влажный и более продуктивный климатический период, что, возможно, дало пастухам больше возможностей для экспериментов с коневодством и транспортом.

В последние годы ученые все больше осознают роль кочевников Внутренней Азии в первых волнах глобализации. В ключевой статье доктора Майкла Фрачетти и его коллег, опубликованной в этом месяце в журнале Nature, утверждается, что кочевые модели передвижения сформировали ранние трансевразийские торговые сети, которые в конечном итоге перемещали товары, людей и информацию по всему континенту. Развитие верховой езды в монгольских культурах могло быть одним из самых влиятельных изменений в предыстории Евразии, заложив основу для сетей экономического и экологического обмена, которые определяли Старый Свет на века вперед.