Ухаживающие головоногие моллюски Восточно-Китайского моря: как художественный овальный кальмар использует меняющийся рисунок кожи для общения с любовниками и соперниками

Ухаживающие головоногие моллюски Восточно-Китайского моря: как художественный овальный кальмар использует меняющийся рисунок кожи для общения с любовниками и соперниками
Ухаживающие головоногие моллюски Восточно-Китайского моря: как художественный овальный кальмар использует меняющийся рисунок кожи для общения с любовниками и соперниками

Уильям Шекспир писал пером, Хелен Келлер нравилась ее пишущая машинка, а овальный кальмар предпочитает использовать свое тело, когда дело доходит до выражения любви. Но, в отличие от этих знаменитых авторов, романтизм Сепиотевтиса Урокиана был неизвестен. До сих пор.

Недавнее исследование, проведенное Национальным университетом Цинхуа (Тайвань) и опубликованное в журнале Frontiers in Ecology and Evolution, наконец расшифровало ранее неизвестные символы и формы, которыми украшает себя овальный кальмар, и то, как они используются.

Животные используют встречающиеся в природе хроматические компоненты, хранящиеся в их телах. Они используют их, чтобы раскрасить свою кожу линиями, пятнами и полосами различных оттенков и сложности, чтобы сигнализировать о своей желанности будущим любовникам и предупреждать потенциальных врагов. Исследователи под руководством профессора Чиао отправились в Восточно-Китайское море недалеко от города Тайбэй, чтобы изучить овального кальмара в дикой природе. Под водой они построили привлекательный дом из бамбуковых ветвей и листьев, чтобы предоставить самкам овального кальмара безопасное место для гнездования, откладывания яиц и убежища для вылупившихся детенышей.

В течение трех месяцев аквалангисты записывали движения и проявления собирающихся кальмаров в поисках повторяющихся моделей изменения тона между партнерами по спариванию. Удивительно, но они также заметили, что подводное шоу включало в себя элегантные и специфические движения, которые варьировались в зависимости от пола и социального статуса.

Например, если два самца подрались из-за возможного партнера, то они будут плавать вокруг друг друга, соперничая за более высокое положение. Завершение этого «танца» наступает тогда, когда победитель буквально оказывается на вершине проигравшего. Он закрепляет эту победу сильным визуальным представлением, транслируя свой успех всем, включая своего будущего помощника. Однако проигравший не полностью побежден, поскольку у него все еще может быть шанс оплодотворить некоторые яйца самки, вне зависимости от периода ее яйцекладки. Быстрым движением, которое исследователи назвали «спариванием самца вверх», кальмар приближается к ней, переворачивается вверх ногами, выбрасывает свою сперму и удирает, передавая свои гены следующему поколению.

Самки овального кальмара полиандричны, а это означает, что во время периода откладки яиц они будут брать себе пару самцов. Как и боевые самцы, они тоже будут использовать выразительные узоры для определения возможных партнеров. Темный узор на ее теле указывает на неприятие ухаживаний самца.

В общей сложности исследователи обнаружили пять общих моделей поведения со своими собственными сложными движениями и звуковыми сигналами, которые также зависят от положения отдельного кальмара в группе. Этот сложный язык паттернов, движений и связанного с ними поведения был скомпилирован в «этограмму» (словарь способов общения видов), который поможет в будущих исследованиях поведения не только этих экспрессивных головоногих, но и других видов.

Со временем мы сможем понять точное значение символов, которые романтический овальный кальмар украшает на своем теле. А до тех пор нам придется обходиться сонетами Шекспира, чтобы наш партнер потерял сознание.