Умелые женщины-гончары путешествовали по Балтике почти 5000 лет назад

Умелые женщины-гончары путешествовали по Балтике почти 5000 лет назад
Умелые женщины-гончары путешествовали по Балтике почти 5000 лет назад

Была ли это сама изящная керамика или ремесленники, которые ее изготавливали, которые перемещались по региону Балтийского моря во время культуры шнуровой керамики позднего неолита? Являются ли археологические артефакты, найденные в Финляндии, импортными товарами или они были изготовлены из финской глины мастерами, освоившими новую технологию? На эти вопросы исследователи пытаются ответить в ходе самого обширного оригинального исследования археологической керамики, когда-либо проводившегося в странах Северной Европы.

Исследователи нанесли на карту маршруты прибытия гончарных изделий и людей, представляющих комплекс культуры шнуровой керамики (около 2900-2300 гг. до н.э.), в страны Северной Европы, определив районы, где производилась керамика.

Керамика из шнуровой керамики сильно отличалась от керамики более раннего каменного века. Он представлял собой новую технологию и стиль, и в качестве новшества использовалась дробленая керамика или битая керамика, смешанная с глиной.

Восточные мотивы модны в Швеции

В Финляндии, Эстонии и Швеции было по крайней мере пять различных областей производства гончарных изделий из шнуровой керамики, которые занимались активной торговлей гончарными изделиями через Балтийское море примерно 5000 лет назад. В Хяме на юге Финляндии был центр производства гончарных изделий из шнуровой керамики, который можно охарактеризовать как квазииндустриальный в терминах неолита, и его продукция распространялась вдоль финского побережья и в Эстонию.

Шведские археологи традиционно предполагают, что керамика из шнуровой керамики прибыла в Швецию с юга. Однако теперь кажется очевидным, что восточные влияния были особенно модными в эпоху неолита, и как гончарные изделия, так и люди, принадлежащие к этой культуре, впервые прибыли в Восточную Швецию из Финляндии и Эстонии. Это не было односторонним разовым событием: в течение этого периода было много активных контактов во всех направлениях по всему Балтийскому морю, о чем свидетельствует тот факт, что гончарные изделия, изготовленные в Швеции, со временем появляются в Финляндии и Эстонии.

Квалифицированные мастера-женщины

В традиционных обществах обычно женщины отвечают за гончарное ремесло, и женщины также часто переезжают после замужества. Погребения из шнуровой керамики показывают, что женщины чаще получали глиняную посуду в качестве погребальных даров, а анализ европейских кладбищ показывает, что женщины чаще переезжали в другое место в течение своей жизни..

Вероятно, что первыми ремесленниками культуры шнуровой керамики, прибывшими на Фенно-Балтийское и Шведское побережья, были женщины, которые научились своему ремеслу на родине. Они начали бы использовать глину, имевшуюся в их новом доме, но смешали ее с привезенными с собой гончарными изделиями. Возможно, это был способ сохранить старую глиняную посуду, изготовленную на их прежней родине, тем самым поддерживая символическую связь со своими семьями и членами их прежних общин в их повседневной жизни.

Исследование утверждает, что квалифицированные женщины-ремесленники прибыли в Швецию, в частности, из Эстонии и Финляндии, поскольку как геохимическое происхождение, так и культурные связи импортированной керамики указывают на связь с регионом. Культурное сходство, в свою очередь, связывает первые сообщества шнуровой керамики в Финляндии и Эстонии с восточной частью Финского залива, современной Россией.

Сеть обмена также предполагает, что даже в каменном веке Балтийское море было не столько препятствием, сколько связующим звеном между сообществами, связывая Финляндию с более широкой европейской культурой.

Международные явления каменного века запечатлены в керамике

В ходе исследования была изучена глиняная посуда из 24 археологических памятников в Финляндии, Эстонии и Швеции. Цель состояла в том, чтобы определить геохимический состав и геологическое происхождение керамики шнуровой керамики, т.е. откуда взялась глина.

Проект предусматривал международное и междисциплинарное сотрудничество между группой археологов из Финляндии, Швеции и Эстонии и физиками-материаловедами. Исследовательский проект, финансируемый Академией Финляндии, возглавляла Элизабет Хольмквист-Сипиля, работающая в археологической лаборатории Хельсинкского университета.

«Международные доисторические явления могут проявляться в предметах повседневного обихода, таких как посуда и фрагменты старой глиняной посуды, вдавленные в глину, из которой они были сделаны», - говорит Холмквист-Сипиля.

"Керамика была настолько важна для своего владельца, что ее можно было брать с собой в дальние путешествия. Теперь, тысячи лет спустя, когда большинство вещей превратилось в пыль, именно эти предметы рассказывают историю пройденных маршрутов. людьми и их вещами."

Результаты исследования были опубликованы 5 февраля 2018 года в Journal of Archaeological Science.