Вот уже несколько десятилетий люди изменяют генетическую информацию растений и животных, чтобы получить новые разновидности или штаммы. Некоторые более современные молекулярно-биологические методы, известные под общим термином «редактирование генома», позволяют целенаправленно вмешиваться в генетический материал. Метод CRISPR/Cas9, который можно было бы использовать, например, в сельском хозяйстве и медицине, обещает быть особенно успешным.
Отношение людей в Германии к этим новым методам до сих пор почти не изучалось научно. Поскольку для надлежащего информирования о рисках крайне важно знать отношение и уровень осведомленности широкой общественности, BfR провел интервью с фокус-группами в рамках исследования (на немецком языке). «Хотя респонденты почти ничего не знали о редактировании генома и мало знали об этих технологиях, большинство из них отвергают использование этих методов в пищевой промышленности», - говорит президент BfR, профессор, доктор Андреас Хензель. «Это показывает, насколько важно информировать общественность о последних результатах оценки рисков».
Модификации генетической информации являются частью жизни. В обычном растениеводстве и животноводстве люди используют методы для увеличения скорости естественных мутаций, чтобы они могли выбирать новые сорта или штаммы с полезными свойствами среди мутантов. Некоторые новые молекулярно-биологические методы, которые стали известны под общим термином «редактирование генома», не отличаются в этом отношении от обычного культивирования и селекции. Однако одно решающее отличие заключается в том, что с помощью метода редактирования генома в геном целевого организма могут быть внесены очень специфические модификации. Особенно успешным на данный момент обещает быть метод CRISPR/Cas9, с помощью которого можно целенаправленно модифицировать геном. Это открывает множество новых вариантов применения. Обсуждается его использование в сельском хозяйстве, например, при создании устойчивых к болезням сортов растений, а также в медицине. Законодатели еще не решили, как следует классифицировать редактирование генома с юридической точки зрения.
BfR занимается вопросом редактирования генома с научной точки зрения. Он также готовит рекомендации и меры по информированию о рисках, но здесь важно знать отношение потребителей к этому вопросу. Модерируемые групповые обсуждения, так называемые фокус-групповые интервью, позволяют получить представление о конкретных точках зрения, отношении и потенциальных опасениях широкой публики.
На этом фоне BfR сформировала и провела опрос фокус-групп с участием в общей сложности 39 участников обоих полов. Интервью дали представление о том, что потребители в настоящее время знают о редактировании генома и какие факторы доминируют в их оценках соотношения риска и пользы. Также было определено, как участники классифицируют редактирование генома по отношению к традиционной генной инженерии и каковы их потребности в информации и регулировании.
Важным результатом является то, что, независимо от юридической классификации, которая еще не была сделана, участники интервью рассматривают методы редактирования генома как форму генной инженерии, и по этой причине у них есть аналогичные оговорки в отношении них. В пищевом секторе недостатки, по мнению участников, перевешивают преимущества, и по этой причине большинство отвергает использование редактирования генома. Участники явно требуют обязательной маркировки продуктов, произведенных с помощью редактирования генома. Они также ожидают его строгого регулирования со стороны ответственных органов. Это выглядит немного иначе в медицинском секторе, где использование приемлемо для многих, потому что необходимость и терапевтические преимущества очевидны. Возраст респондентов также играет роль в оценке редактирования генома: молодые люди были более позитивны и открыты для новых методов, чем люди старшего возраста.
Также выяснилось, что участники мало что знают о методах редактирования генома. В то же время, однако, они хотели бы видеть публичное разъяснение методов, чтобы открыть информированный публичный дискурс. Для будущих стратегий информирования о рисках важно, чтобы этот потребительский спрос на информацию был удовлетворен.