Сказать, что археолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего Джеффри Брасвелл был удивлен, обнаружив драгоценный камень в Ним Ли Пунит на юге Белиза, значит ничего не сказать.
«Это было похоже на поиск алмаза Хоуп в Пеории, а не в Нью-Йорке», - сказал Брасуэлл, руководивший раскопками, в ходе которых был обнаружен большой кусок резного нефрита, когда-то принадлежавший древнему царю майя. «Мы ожидали чего-то подобного в одном из больших городов мира майя. Вместо этого это было здесь, далеко от центра», - сказал он.
Жемчужина - нефритовая подвеска, которую король носил на груди во время ключевых религиозных церемоний, - была впервые обнаружена в 2015 году. Сейчас она хранится в Центральном банке Белиза вместе с другими национальными сокровищами. Брасуэлл недавно опубликовал статью в журнале Кембриджского университета Ancient Mesoamerica, в которой подробно описал значение драгоценного камня. Вторая статья в Журнале полевой археологии описывает раскопки.
Кулон примечателен тем, что является вторым по величине нефритом майя, найденным в Белизе на сегодняшний день, сказал Брасуэлл, профессор кафедры антропологии Калифорнийского университета в Сан-Диего. Подвеска имеет размеры 7,4 дюйма в ширину, 4,1 дюйма в высоту и всего 0,3 дюйма в толщину. Распилить его в эту тонкую, плоскую форму с помощью веревки, жира и нефритовой пыли было бы техническим подвигом. Но что делает кулон еще более примечательным, по словам Брасвелла, так это то, что это единственный известный кулон с историческим текстом. На задней части кулона вырезаны 30 иероглифов о его первом владельце.
«Это буквально говорит с нами», - сказал Брасуэлл. «История, которую он рассказывает, короткая, но важная». Он считает, что это может даже изменить то, что мы знаем о майя.
Также важно: подвеска «не была вырвана из истории мародерами», - сказал Брасвелл. «Найти его в судебной экспедиции, в контексте, дает нам информацию о месте и драгоценности, которую мы иначе не могли бы получить или, возможно, даже представить себе».
Где был найден драгоценный камень
Ним Ли Пунит - это небольшой участок в округе Толедо в Белизе. Он расположен на хребте в горах Майя, недалеко от современной деревни Индиан-Крик. Над головой летают восемь разных видов попугаев. Дожди идут девять месяцев в году.
На юго-восточной окраине древней зоны майя (более чем в 250 милях к югу от Чичен-Ицы в Мексике, где были найдены похожие, но меньшие куски груди), Ним Ли Пунит, по оценкам, был заселен между А. Д. 150 и 850. Название участка означает «большая шляпа». Он был назван так после его повторного открытия в 1976 году из-за сложного головного убора, который носила одна из его каменных фигур. Его древнее название могло быть Вакам или Кавам, но это не точно.
Брасуэлл, аспиранты Калифорнийского университета в Сан-Диего, Майя Азарова и Марио Борреро, вместе с командой местных жителей, раскапывали дворец, построенный около 400 года, когда они обнаружили разрушенную, но неповрежденную гробницу. Внутри гробницы, датируемой примерно 800 годом нашей эры, находились 25 гончарных сосудов, большой камень, отколотый в форме божества, и драгоценный нефритовый пектораль. Человеческих останков, кроме пары зубов, не было.
Что он там делал?
Подвеска имеет форму буквы Т. На ее лицевой стороне также вырезана буква Т. Это глиф майя «ик», означающий «ветер и дыхание». По словам Брасвелла, он был похоронен на любопытной Т-образной платформе. А один из обнаруженных вместе с ним горшков, сосуд с клювовидным лицом, вероятно, изображает бога ветра майя.
Ветер считался жизненно важным для майя. Он принес ежегодные муссонные дожди, которые способствовали росту урожая. А цари майя - как божественные правители, ответственные за погоду - совершали ритуалы в соответствии со своим священным календарем, сжигая и разбрасывая благовония, чтобы вызвать ветер и живительные дожди. Согласно надписи на оборотной стороне, сказал Брасвелл, кулон был впервые использован в 672 году нашей эры именно в таком ритуале.
Две рельефные скульптуры на больших каменных плитах в Ним Ли Пунит также подтверждают это использование. На обеих скульптурах изображен король с Т-образным кулоном, рассыпающим благовония в 721 и 731 годах нашей эры, примерно через 50 и 60 лет после того, как кулон был впервые надет.
К 800 году кулон был захоронен, похоже, не вместе с его владельцем-человеком, а просто с другими предметами. Почему? Подвеска не была безделушкой, сказал Брасвелл, «она обладала огромной силой и магией». Мог ли он быть захоронен как посвящение богу ветра? Это образованная догадка Брасуэлла.
Королевства майя рушились по всему Белизу и Гватемале примерно в 800 году нашей эры, сказал Брасвелл. Уровень населения резко упал. Через поколение после строительства гробницы Ним Ли Пунит был заброшен.
«Недавняя теория состоит в том, что изменение климата вызвало засуху, которая привела к повсеместному упадку сельского хозяйства и краху цивилизации майя», - сказал Брасуэлл. «Посвящение этой гробницы во время кризиса богу ветра, который приносит ежегодные дожди, поддерживает эту теорию и должно напомнить всем нам об опасности изменения климата».
Ещё раз: Что он там делал?
Надпись на обратной стороне кулона, пожалуй, самая интригующая вещь в нем, сказал Брасуэлл. Текст все еще анализируется соавтором Брасвелла по статье «Древняя Мезоамерика» Кристианом Прагером из Боннского университета. И сама письменность майя еще полностью не расшифрована и не согласована.
Но интерпретация текста Прагером и Брасуэллом до сих пор такова: Драгоценный камень был сделан для короля Джанааба Ол Кинича. Помимо упоминания о первом использовании кулона в 672 году нашей эры для церемонии разбрасывания благовоний, иероглифы описывают происхождение царя. Его мать, как следует из текста, была из Кахаль Печ, отдаленного места на западе Белиза. Отец короля умер в возрасте до 20 лет и, возможно, приехал откуда-то из Гватемалы.
В нем также описываются обряды восшествия на престол короля в 647 году нашей эры, сказал Брасуэлл, и заканчивается отрывком, который, возможно, связывает короля с могущественным и огромным городом майя Караколь, расположенным на территории современного Белиза.
«Это рассказывает политическую историю, далекую от Ним Ли Пунита», - сказал Брасуэлл. Он отмечает, что, например, Кахаль-Печ, место рождения матери, находится в 60 милях от него. Сегодня это пятичасовая поездка на автобусе, а тогда это была бы многодневная прогулка - через тропический лес и через горы. Как кулон попал на эту заставу?
Хотя вполне возможно, что он был украден из важного места и увезен в провинцию, Брасуэлл так не думает. Он считает, что кулон говорит нам о прибытии королевской семьи в Ним Ли Пунит, об основании новой династии. По словам Брасвелла, надпись на подвеске не особенно старая по меркам майя, но пока что она самая старая из найденных в Ним Ли Пунит. Кроме того, только после прибытия кулона другие иероглифы и изображения королевских особ начинают появляться на стелах или скульптурных каменных плитах.
Возможно, сам король Джанааб Ол Кинич переехал в Ним Ли Пунит, сказал Брасвелл. Или могло случиться так, что великое государство майя пыталось вступить в союз с провинциями, расширить свою власть или выслужиться, подарив драгоценность местному королю. В любом случае, считает Брасвелл, надпись на кулоне указывает на ранее неизвестные связи.
«Мы не думали, что найдем королевские политические связи к северу и западу от Ним Ли Пунит», - сказал Брасуэлл, который ведет раскопки в Белизе с 2001 года, а в Ним Ли Пунит - с 2010 года.«Мы думали, что если они вообще есть, то они будут на юге и востоке».
Даже если не обращать внимания на надпись и ее очевидное королевское происхождение, сам нефрит происходит из гор Гватемалы, к юго-западу от Белиза. По словам Брасуэлла, есть несколько более ранних признаков торговли в этом направлении.
Возможно, мы никогда не узнаем точно, почему кулон попал к Ним Ли Пунит или почему он был захоронен в таком виде, но проект Брасуэлла по изучению этого места продолжается. Он планирует вернуться весной 2017 года. На этот раз он также хочет посмотреть, не обнаружит ли он связь с Карибским морем. В конце концов, это всего лишь 12 миль вниз по реке, четыре часа пути на каноэ.