Загрязнение воздуха и, в частности, мелкая пыль являются причиной более четырех миллионов смертей ежегодно. Почти 60 процентов смертей происходят в результате сердечно-сосудистых заболеваний. Ученые во главе с профессором Томасом Мюнцелем, заведующим отделением кардиологии I отделения кардиологии Медицинского центра Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга (JGU), вместе с учеными из Великобритании и США рассмотрели механизмы, ответственные за повреждение сосудов в результате загрязнения воздуха. Их выводы были опубликованы в последнем выпуске журнала European Heart Journal.
Большой процент смертей от сердечно-сосудистых заболеваний побудил международную группу экспертов из Германии, Англии и США проанализировать негативное влияние загрязнения воздуха на функцию сосудов в обзорной статье. Ключевые вопросы исследования были сосредоточены на компонентах загрязнения воздуха (твердые частицы, озон, двуокись азота, окись углерода и двуокись серы), которые особенно вредны для сердечно-сосудистой системы, и механизмах, которые повреждают сосуды.
Этот отчет в последнем выпуске European Heart Journal является еще одним важным вкладом нашей Рабочей группы по окружающей среде и сердечно-сосудистым заболеваниям. Подводя итог, можно сказать, что в отношении повреждающего сосуды воздействия загрязнения воздуха, твердые частицы играют заметную роль», - прокомментировал профессор Томас Мюнцель. «Особенно нас беспокоит ультрадисперсная пыль. Эти частицы имеют размер вируса. При вдыхании ультрадисперсного вещества оно через легкие сразу попадает в кровоток, захватывается сосудами и вызывает местное воспаление. В конечном итоге это вызывает усиление атеросклероза (кальцификации сосудов) и, таким образом, приводит к большему количеству сердечно-сосудистых заболеваний, таких как инфаркт миокарда, острый инфаркт миокарда, сердечная недостаточность и сердечные аритмии. Особый интерес представляет тот факт, что в отношении широко обсуждаемых выбросов выхлопных газов дизельных двигателей твердые частицы, а не двуокись азота (NO2), оба из которых образуются при сжигании дизельного топлива, имеют негативное влияние на функцию сосудов», - продолжил Мюнцель.
Другие участники группы экспертов включают исследователя твердых частиц профессора Санджая Раджагопалана из Медицинского центра Кливленда, исследователя сосудов и кардиолога профессора Джона Динфилда из Института сердечно-сосудистых наук Университетского колледжа Лондона, профессора Андреаса Дайбера, руководителя молекулярной кардиологии в Медицинском центре Университета Майнца и профессор Джос Леливельд из Химического института Макса Планка (MPIC) в Майнце.
«Мелкие частицы пыли химически образуются в основном в атмосфере в результате выбросов от транспорта, промышленности и сельского хозяйства. Для достижения низких, безвредных концентраций необходимо уменьшить выбросы из всех этих источников», - прокомментировал профессор Джос. Леливельд.
"В будущем мы будем интенсивно работать с Химическим институтом им. Макса Планка для изучения причин сердечно-сосудистых заболеваний, вызванных загрязнением воздуха, особенно в сочетании с (полетным) шумом", - добавил профессор Томас Мюнцель.