Команда Центра археологических исследований Свободного университета Брюсселя (CReA-Patrimoine) завершила значительные раскопки в Пачакамаке, Перу, где они обнаружили неповрежденную мумию в особенно хорошем состоянии. Статус Пачакамака как доколумбового места паломничества во времена империи инков. подтверждается дальнейшими доказательствами.
Последняя кампания археологических раскопок Питера Экхоута и его команды завершилась захватывающим сюрпризом: после девяти недель изучения доколумбовой стоянки Пачакамак в Перу исследователи из CReA-Patrimoine (факультет философии и Общественные науки) раскопали мумию в особенно хорошем состоянии.«Умерший до сих пор завернут в огромный похоронный узел, который служил гробом», - отмечает профессор Питер Экхаут. «Находки, подобные этой, исключительно редки, а эта мумия невероятно хорошо сохранилась. Образцы были собраны для датирования по углероду-14, но район, в котором он был обнаружен, и тип могилы предполагают, что этот человек был похоронен между 1000 и 1200 годами нашей эры.
Раскопки проводились в рамках проекта «Ычсма», названного в честь коренных жителей региона, под руководством профессора Экхоута. В ходе кампании были исследованы три монументальных сооружения, в том числе святилище, посвященное местным предкам. Во время правления инков в конце 15 века он, кажется, был преобразован в храм воды и исцеления. Археологи обнаружили множество подношений, оставленных верующими, например, раковины спондила, привезенные из Эквадора; они связаны с притоком воды во время Эль-Ниньо и символизируют плодородие и изобилие.
До того, как инки поселились в этом районе, святилище включало в себя большие погребальные камеры и многочисленные мумии, большинство из которых были разграблены во время испанского завоевания. Однако чудом во время последнего раунда раскопок одна из камер была найдена нетронутой: это погребальная камера, в которой находилась мумия. Благодаря тому, насколько хорошо он сохранился, исследователи смогут изучить его без необходимости разворачивать сверток. Вместе с Кристофом Мульера (Музей на набережной Бранли, Париж) они скоро исследуют мумию с использованием новейших методов медицинской визуализации (рентгеновское сканирование, аксиальная томография, 3D-реконструкция и т. д.). Это позволит им определить положение человека, любые патологии, от которых он мог страдать, а также то, какие предложения могут быть внутри пакета.
Другие постройки, которые были раскопаны, также связаны с поклонением: первое, памятник инков, предназначенный для паломников и ритуалов, был построен в несколько этапов, каждый из которых отождествлялся с серией подношений, таких как морские ракушки и драгоценные предметы.. Последнее исследованное сооружение, вероятно, было одной из «часовен» для иностранных паломников, упомянутых испанским монахом Антонио де ла Каланча в его описании этого места в 17 веке. Там при раскопках также было обнаружено множество подношений «основы», в том числе вазы, собаки и другие животные, а также платформа с отверстием в центре, где, вероятно, находился идол. Комплекс, похоже, был спроектирован вокруг этого идола, участвующего в религиозной деятельности с паломниками.
По мнению исследователей, все эти открытия указывают на то, что инки внесли значительные изменения в город Пачакамак, чтобы создать большой центр паломничества на тихоокеанском побережье Перу. «Божества и поклонение им играли важную роль в жизни доколумбовых обществ, - заключает Питер Экхаут. «Инки очень хорошо это понимали и интегрировали это в то, как они распоряжались своей силой. Продвигая общеимперское поклонение, они способствовали созданию общего чувства идентичности среди множества разных народов, составлявших империю. Пачакамак - один из самых ярких примеров этого».