Что делает вид «умным» и как развиваются стратегии обработки информации? Что происходит в сознании нечеловеческих животных и какие когнитивные способности мы можем назвать отличительными чертами нашего вида? Вот некоторые из вопросов, которыми занимается сравнительная психология, но недавний обзор в Journal of Intelligence присоединяется к растущему объему литературы, в которой утверждается, что исследования познания затруднены антропоцентризмом и упускают из виду более широкую картину когнитивной эволюции.
Основываясь на 40-летней научной литературе и тематических исследованиях трех нечеловеческих животных, настоящая статья определяет две основные проблемы, препятствующие исследованиям в области сравнительной психологии.
Во-первых, это предположение о том, что человеческое познание является стандартом, по которому следует измерять познание животных. Обычно считается, что человеческое познание является наиболее гибкой, адаптируемой формой интеллекта, при этом способности других видов оцениваются в соответствии с тем, насколько они соответствуют человеческим когнитивным навыкам. Такой подход склонен переоценивать человеческие когнитивные способности и может упускать из виду когнитивные способности, которые играют лишь небольшую роль или вообще не играют никакой роли в человеческой психологии.
«Этот подход, имплицитный или явный, может дать только ограничительный, антропоцентрический взгляд на когнитивную эволюцию, который игнорирует невероятное разнообразие когнитивных навыков, присутствующих в мире», - говорит Джулиана Бройер, руководитель DogLab в Максе. Институт Планка истории человечества. Наоборот, исследование эволюции познания должно основываться на биоцентрическом подходе, принимая во внимание каждый вид, изучаемый сам по себе.
"Применение дарвиновского мышления к сравнительной психологии и удаление "эталона" человеческого интеллекта позволяет нам выявить условия эволюции, развития и окружающей среды, которые способствуют росту определенных уникальных способностей и конвергенции навыков, общих для видов, ", - добавляет Натали Уомини, главный соавтор статьи.
Для дальнейшего рассмотрения этой антропоцентрической точки зрения авторы также выступают за повышенное внимание к когнитивным способностям, в которых животные превосходят людей, и обсуждают случаи, когда различные виды демонстрируют лучшие, чем у человека, способности в отсроченном удовлетворении, навигации, общении, моделировании. распознавание и статистическое обоснование.
Вторая рассматриваемая проблема заключается в предположении, что познание развивается как набор навыков, подобных тем, которые проявляются у людей, навыки, которые вместе составляют «одно познание. Авторы рассматривают различные основные гипотезы психологии, в том числе гипотезу социального интеллекта, гипотезу одомашнивания и гипотезу совместного размножения, и утверждают, что, хотя каждая из них имеет доказательства в поддержку своих утверждений, ни одна из них не объясняет всей картины познания.
Вместо кластера связанных навыков, возникших в результате единого эволюционного давления, статья предлагает основу для понимания когнитивных массивов как результата типичной для вида адаптации ко всей экологической и социальной среде.
«Если мы хотим объяснить удивительное разнообразие разума животных, сравнительные ученые должны сосредоточиться на навыках, которые экологически важны для данного вида», - говорят Бройер и Уомини.
В документе обсуждаются три отдаленно родственных вида - шимпанзе, собаки и новокаледонские вороны - которые очень сложны в одной когнитивной области, но плохо проявляют себя в других, которые, как считается, связаны между собой.
В документе также изложены рекомендации по проведению будущих экспериментов в области сравнительной психологии, экологически релевантных целевым видам, включая дифференцирование задач для каждого вида и учет различных чувств восприятия, таких как обоняние в случае собак.
В Германии, где живут авторы статьи, сравнительная психология является относительно неизвестной областью. Авторы надеются стимулировать интерес и рост в этой области с помощью будущих исследований, посвященных изучению когнитивных навыков каждого вида ради них самих, что приведет к более актуальному и целостному взгляду на когнитивные навыки животных и признанию того, что существует не только "одно познание".