Новое исследование, опубликованное в Журнале Ассоциации экономистов по окружающей среде и ресурсам, рассматривает причинно-следственную связь между уровнем загрязнения атмосферного воздуха в общенациональный день вступительных экзаменов в университет и когнитивными способностями студентов в Бразилии.
В статье «Влияние загрязнения воздуха на когнитивные способности учащихся: данные вступительных тестов в бразильских университетах» авторы Джулиана Карнейро, Мэтью А. Коул и Эрик Стробл используют бразильские данные о концентрации озона (O3) и твердых частиц (PM10), а также набор данных о баллах учащихся, чтобы изучить влияние загрязнения воздуха на успеваемость на национальных экзаменах. Данные о загрязнении воздуха сосредоточены в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу - наиболее промышленно развитых штатах Бразилии - с использованием данных о загрязнении воздуха и станций мониторинга погоды для создания уникальной панели данных за 2015-2017 годы.
Авторы построили панельные данные на индивидуальном уровне за два дня экзаменов за три года и применили фиксированные эффекты учащихся для решения потенциальных проблем эндогенности. «Кроме того, - отмечают они, - мы пользуемся правдоподобными экзогенными пространственными и временными вариациями PM10 в муниципалитетах штатов Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу и используем метод инструментальных переменных, основанный на направлении ветра».
Выводы показывают, что увеличение на 10 микрограммов на кубический метр (мг/м3) PM10 в день экзамена снижает баллы учащихся на 6.1 балл (8% SD). «Даже при включении более гибкой меры нашего лечения, использующей фиктивную переменную для учета дней, в которые PM10 превышал допустимый порог ВОЗ, наши результаты по-прежнему указывают на негативное влияние загрязнения воздуха на когнитивные способности во время экзаменов», - отмечают они.. Тесты плацебо, проверки чувствительности и тесты на фальсификацию подтвердили основные выводы: доказательства связи между загрязнением воздуха и успеваемостью на экзаменах.
В соответствии с предыдущими исследованиями авторы также находят доказательства того, что влияние загрязнения воздуха на успеваемость на экзаменах, по-видимому, более негативно сказывается на мужчинах, чем на женщинах. «Наши результаты также показывают, что более бедные учащиеся могут быть более восприимчивы к загрязнению воздуха, чем более богатые сдающие экзамены», - пишут они, добавляя: «Наши результаты дают правдоподобные доказательства того, что плохое качество воздуха может снижать когнитивные способности, но не в равной степени».