Обмен мясом после охоты и обмен другими ценными продуктами считается ключом к развитию сотрудничества в человеческом обществе. Одна известная идея заключается в том, что люди делятся ценной пищей, чтобы получить пользу в будущем, так что те, с кем мы решили поделиться, с большей вероятностью будут сотрудничать с нами в будущем. Несмотря на то, что это регулярно происходит у людей, совместное использование пищи вне родственных или брачных отношений редко встречается у нечеловеческих животных. Два наших ближайших ныне живущих родственника, шимпанзе и бонобо, являются двумя редкими исключениями, и из-за важной роли совместного использования пищи в эволюции человека изучение моделей совместного использования пищи шимпанзе может помочь ответить на вопросы о том, как эволюционировало совместное использование пищи среди взрослых и как это могло сформировать человеческое сотрудничество.
Исследователи из MPI-EVA наблюдали за естественным поведением шимпанзе в национальном парке Тай, Кот-д'Ивуар, и обнаружили, что шимпанзе очень избирательны в выборе желаемых продуктов питания, таких как мясо, мед или крупные фрукты., с. Они показывают, что шимпанзе чаще делились едой со своими друзьями, и что ни высокий статус доминирования, ни домогательства со стороны попрошаек не повлияли на их решение. Это дополняет результаты другого исследования той же группы, опубликованного в прошлом месяце, в котором изучалось совместное использование мяса после групповой охоты на обезьян. Там они обнаружили, что шимпанзе, у которых есть мясо после успешной охоты, скорее всего, вознаградят других охотников, поделившись с ними. «В совокупности наше исследование показывает, что шимпанзе решают, когда делиться едой, исходя из вероятности того, что эта услуга будет возвращена в будущем», - говорит Лиран Самуни, первый автор обоих исследований. «Или, в случае обмена после групповой охоты, обмен мясом - это ответная услуга за помощь."
Предыдущие исследования другого подвида шимпанзе показали, что совместное использование пищи у шимпанзе в основном происходит из-за домогательств со стороны попрошаек. «Это не относится к шимпанзе Тай, - отмечает Кэтрин Крокфорд, старший автор исследования, - подчеркивая большие различия в сотрудничестве между популяциями шимпанзе». Человеческие популяции также различаются по тому, насколько они кооперативны, и продолжаются исследования как на людях, так и на животных, не являющихся людьми, чтобы оценить, что может сделать некоторые популяции более кооперативными, чем другие. «Необходимость оставаться в сплоченной единице из-за сильного давления со стороны хищников или способность демонстрировать сильную сплоченность из-за богатых источников пищи - вот два возможных сценария, способствующих выражению совместных действий», - предполагает Роман Виттиг, второй старший автор исследований.
Кроме того, исследователи собрали образцы мочи шимпанзе после охоты и обмена едой и измерили уровень гормона окситоцина.«Мы знаем, что окситоцин играет важную роль в лактации, которую вы можете рассматривать как пример обмена едой между матерью и младенцем, и, как правило, участвует в социальном поведении и привязанности», - объясняет Лиран Самуни. Исследователи обнаружили высокий уровень окситоцина после того, как шимпанзе поделились мясом и другими ценными продуктами, а также после того, как шимпанзе участвовали в охоте с другими. «То, что мы обнаружили более высокие уровни окситоцина как после охоты, так и после обмена, подтверждает идею о том, что окситоцин является ключевым гормоном, участвующим в сотрудничестве в целом», - отмечает Лиран Самуни..
Исследователи пришли к выводу, что, как и люди, тайские шимпанзе делятся избирательно, и что друзья и другие люди, которые помогли добыть еду, получают больше. Эмоциональная связь, как это очевидно среди друзей, вероятно, сыграла решающую роль в эволюции человеческого сотрудничества.