Работая в тесном сотрудничестве со старейшинами Ванниялаэто (Ведда) в Шри-Ланке во время репатриации скелетных останков, группа исследователей продемонстрировала, что в то время как некоторые коренные охотники-собиратели Шри-Ланки использовали сельскохозяйственные ресурсы и торговые связи с фермерами и колониальные властные структуры, другие продолжали существовать в основном за счет ресурсов тропических лесов вплоть до 19 века.
В 1990-х годах некоторые антропологи утверждали, что тропические леса не могут поддерживать долгосрочный поиск пищи человеком в отсутствие сельского хозяйства. Частично этот тезис был основан на том факте, что можно было продемонстрировать, что предположительно изолированные «лесные» собиратели, такие как народы Ванниялаэто (или Ведда) Шри-Ланки, запутались в исторических торговых сетях и полагаются на урожай как на часть своего общего существования..
В случае Ванниялаэто, хотя они ранее занимали деревни по всей Шри-Ланке, в том числе в тропических лесах Влажной зоны, британская колониальная политика и развитие государственных систем образования и правовых порядков Шри-Ланки привели к их упадку и сосредоточьтесь на более открытых, сухих джунглях. Кроме того, сегодня охота на диких животных, традиционное средство существования и культурная деятельность Ванниялаэто теперь запрещены законом. В процессе репатриации скелетных останков Ванниялаэто из отдела анатомии Эдинбургского университета и Музея Дакворта Кембриджского университета исследователи отдела археологии Института истории человечества им. Макса Планка объединились с членами Совета Ванниялаэто Старейшины, чтобы проверить степень зависимости людей от леса до или сразу после начала британского колониального влияния на Шри-Ланке.
В статье, опубликованной в Human Ecology, объединенная группа европейских исследователей и старейшин Wanniyalaeto использовала анализ стабильных изотопов углерода и кислорода в минимальном количестве порошка зубной эмали, чтобы показать, что, хотя некоторые люди использовали просо, и, возможно, также рисом за счет торговли с местным сельскохозяйственным населением, другие существовали в основном за счет ресурсов тропических лесов. Эти результаты имеют большое значение перед лицом нынешних сражений Ванниялаэто за сохранение своих традиционных охотничьих угодий.
Результаты будут преобразованы в многоязычный плакат, который будет выставлен в главном деревенском музее Ванниялаэто в Дамбане, чтобы стать постоянной частью наследия этой группы. Процесс репатриации продолжается, но члены Института истории человечества им. Макса Планка привезут останки Ванниялаэто для захоронения в Шри-Ланке, следуя соответствующей традиции.
Это первый случай, когда археологический научный проект возглавляют члены группы коренных народов во время процесса репатриации в Азии. Он должен служить моделью для будущего взаимодействия между учеными-археологами и коренным населением, работая вместе над проектами со значимыми результатами для местного культурного наследия, вопросов и интересов.