Регион Чачапояс был завоеван империей инков в конце 15 века. Знания о судьбе местного населения в значительной степени основаны на устных рассказах инков, записанных лишь спустя десятилетия после испанского завоевания. В отчетах инков утверждается, что коренное население было насильственно переселено из Чачапояса и рассеяно по Империи инков. Тем не менее, новое исследование, опубликованное в Scientific Reports, проведенное международной группой, включающей исследователей из Института истории человечества им. Макса Планка, использует генетические данные, чтобы показать, что, несмотря на завоевание инками, популяция чачапойя осталась генетически отличной, а не ассимилированной с что в сердце инков.
Несмотря на впечатляющие достижения, от первых городов Америки до Империи инков, коренные народы Анд не оставили письменной истории. Однако одно наследие, которое теперь можно прочитать, - это генетическое разнообразие их потомков сегодня, особенно если принять во внимание богатую археологию Анд и предысторию их родных языков. Такой подход используется в новом исследовании, опубликованном в Scientific Reports, для проверки демографического наследия инков.
Исследование является результатом сотрудничества научно-исследовательских институтов Перу и Германии, в том числе Института Макса Планка по истории человечества. Основное внимание уделяется ключевому региону на переходе облачных лесов между Андами и Амазонией на севере Перу. Здесь инки столкнулись с ожесточенным сопротивлением «воинов облаков», представителей культуры чачапояс, особенно известной своими характерными саркофагами в форме тела и монументальной крепостью Куэлап, «северным Мачу-Пикчу». Считается, что специально для того, чтобы наказать и обеспечить контроль над такими мятежными землями, инки переселили миллионы людей через «Четыре квартала» своей империи, Тавантинсуйу. Сообщается, что Чачапояс был выбран для такого обращения, что делает его идеальным случаем для использования генетики для проверки точности устных историй инков, которые были записаны только почти столетие спустя испанскими конкистадорами..
«Используя различные лингвистические индикаторы, мы смогли точно определить генетический сигнал чачапойи, который оказался гораздо более разнообразным, чем мы ожидали, особенно по мужской линии, от отца к сыну», - объясняет Кьяра Барбьери. генетик из Института истории человечества им. Макса Планка в Йене, Германия, и ведущий автор исследования.«Во-первых, до сих пор сохраняется сильный индейский компонент, несмотря на всю смесь с европейскими генами со времен испанского завоевания. Более того, здесь местный компонент сильно отличается от основной генетической сети в высокогорьях центрального и южного Перу. … Именно здесь зародилась Империя инков и ее предшественники, а их завоевания, сеть дорог и построение империи привели к гомогенизации генетического состава здесь». Текущее исследование показывает, что жители Чачапояс, напротив, оставались относительно изолированными. «Поэтому кажется, что некоторое генетическое наследие чачапойя действительно сопротивлялось воздействию инков вплоть до сегодняшнего дня», - объясняет Барбьери.
В исследовании также приняли участие два перуанских генетика, Хосе Сандовал и Рикардо Фуджита из Университета Сан-Мартин-де-Поррес в Лиме, Перу. «Эти последние образцы являются частью более широкого генетического охвата Перу, который мы создавали в течение многих лет. Именно такие группы, как чачапойя, очень разные в культурном и лингвистическом отношении, могут больше всего рассказать нам о наших предках: откуда они пришли. откуда, куда они мигрировали, какие взаимодействия у них были друг с другом и так далее. Кроме того, культура Чачапояс оставила такие обширные археологические находки, что есть хорошие перспективы для восстановления древней ДНК, чтобы дополнить современную картину».
Пол Хеггарти, лингвист и старший автор исследования, также из Института науки истории человечества им. Макса Планка, впервые решился на запуск этого проекта после неожиданных результатов полевой лингвистической поездки в Чачапояс. Ему удалось найти несколько оставшихся пожилых людей, говорящих на языке коренных народов, который, по мнению большинства, уже вымер в этом регионе. «Кечуа - одна из наших самых прямых живых связей с народами Нового Света до Колумба. На нем до сих пор говорят миллионы людей, больше, чем в любой другой языковой семье Америки - но уже не в чачапойе. свободно говорит сейчас, в нескольких отдаленных деревнях, так что нам нужно действовать быстро, если мы хотим выяснить его истинное происхождение здесь."
Чачапойская форма языка кечуа обычно классифицируется как наиболее близкая к кечуа, на котором говорят в Эквадоре, но новые результаты ДНК не показывают тесных связей между говорящими на кечуа в этих двух областях.«Лингвистам необходимо переосмыслить свой традиционный взгляд на генеалогическое древо языков кечуа и на историю их распространения в Андах», - отмечает Хеггарти. «Похоже, что кечуа достигли Чачапойи без какого-либо большого движения людей. Это также не согласуется с идеей о том, что инки вытеснили население Чачапойи оптом».
Хайро Валки, еще один соавтор-лингвист из Национального университета Сан-Маркос в Лиме, добавляет еще один взгляд на еще более ранний языковой слой. «С приходом кечуа и испанского местные языки чачапойя вымерли. Восстановить что-либо из них - настоящая загадка и вызов для лингвистов. Они оставили очень мало следов, но есть, например, некоторые характерные сочетания звуков, которые до сих пор сохранились в фамилии людей и местные топонимы, например, сам Куэлап."
Валки, сам из Чачапояно, также считает важным передать эти генетические результаты местному населению.«Для современного перуанского общества это имеет значение. Инков давно ценят, но часто за счет отодвигания на второй план всего остального в археологических записях по всему Перу, а также разнообразия нашего языкового и генетического наследия. Как напоминают эти последние находки мы: Перу - это не только Мачу-Пикчу, и его коренными жителями были не только инки».