Говорили ли люди через наскальные рисунки? Древние рисунки и происхождение языка

Говорили ли люди через наскальные рисунки? Древние рисунки и происхождение языка
Говорили ли люди через наскальные рисунки? Древние рисунки и происхождение языка

Когда и где люди развили язык? Чтобы узнать это, загляните глубоко в пещеры, предлагает профессор Массачусетского технологического института.

Точнее, некоторые специфические особенности пещерного искусства могут дать ключ к пониманию того, как развивались наши символические, многогранные языковые способности, согласно новой статье, написанной в соавторстве с лингвистом Массачусетского технологического института Сигэру Миягавой.

Ключом к этой идее является то, что наскальные рисунки часто располагаются в акустических «горячих точках», где звук сильно отражается эхом, как заметили некоторые ученые. Эти рисунки расположены в более глубоких и труднодоступных частях пещер, что указывает на то, что акустика была основной причиной размещения рисунков в пещерах. Рисунки, в свою очередь, могут изображать звуки, которые ранние люди издавали в этих местах.

В новой статье эта конвергенция звука и рисунка является тем, что авторы называют «межмодальной передачей информации», конвергенцией слуховой информации и визуального искусства, которая, как пишут авторы, «позволила ранним людям улучшить их способность передавать символическое мышление». Комбинация звуков и изображений - одна из характеристик, характеризующих сегодня человеческий язык, наряду с его символическим аспектом и способностью генерировать бесконечное количество новых предложений.

«Пещерное искусство было частью пакета услуг с точки зрения того, как у человека разумного появилась эта когнитивная обработка очень высокого уровня», - говорит Миягава, профессор лингвистики и профессор японского языка и культуры Кочи-Мандзиро. в Массачусетском технологическом институте. «У вас есть очень конкретный когнитивный процесс, который преобразует акустический сигнал в некое ментальное представление и воплощает его в визуальное представление."

Пещерные художники, таким образом, были не просто ранними Моне, рисовавшими впечатления на открытом воздухе на досуге. Скорее, они могли быть вовлечены в процесс общения.

«Я думаю, совершенно очевидно, что эти артисты разговаривали друг с другом», - говорит Миягава. «Это общее усилие».

Документ «Межмодальная передача информации: гипотеза о взаимосвязи между доисторическими наскальными рисунками, символическим мышлением и появлением языка» публикуется в журнале Frontiers in Psychology. Авторы - Миягава; Кора Лесур, аспирант кафедры лингвистики Массачусетского технологического института; и Витор А. Нобрега, аспирант лингвистики Университета Сан-Паулу, Бразилия.

Реконструкции и ритуалы?

Появление языка в истории человечества неясно. Возраст нашего вида оценивается примерно в 200 000 лет. Часто считается, что человеческому языку не менее 100 000 лет.

«Очень сложно попытаться понять, как сам человеческий язык появился в процессе эволюции», - говорит Миягава, отмечая, что «мы не знаем 99,9999% того, что происходило тогда». Однако он добавляет: «Есть идея, что язык не окаменевает, и это правда, но, возможно, в этих артефактах [наскальных рисунках] мы можем увидеть некоторые из истоков homo sapiens как символических существ».

Хотя самое известное в мире наскальное искусство существует во Франции и Испании, его примеры существуют по всему миру. Одной из форм наскального искусства, наводящей на размышления о символическом мышлении, - геометрическим гравировкам на кусочках охры из пещеры Бломбос на юге Африки - по оценкам, не менее 70 000 лет. Такое символическое искусство указывает на когнитивные способности, которые люди принесли с собой в остальной мир.

«Пещерное искусство повсюду», - говорит Миягава. «На каждом крупном континенте, населенном homo sapiens, есть пещерное искусство… Вы найдете его в Европе, на Ближнем Востоке, в Азии, везде, как человеческий язык. В последние годы, например, ученые составили каталог индонезийских наскальных рисунков, которым, по их мнению, примерно 40 000 лет, что старше самых известных образцов европейского наскального искусства.

Но что именно происходило в пещерах, где люди шумели и изображали предметы на стенах? Некоторые ученые предположили, что акустические «горячие точки» в пещерах использовались, например, для создания звуков, имитирующих стук копыт; около 90 процентов наскальных рисунков изображают копытных животных. Эти рисунки могли представлять истории или накопление знаний, а могли быть частью ритуалов.

В любом из этих сценариев, предполагает Миягава, наскальные рисунки отображают свойства языка в том смысле, что «у вас есть действие, объекты и модификации». Это соответствует некоторым универсальным чертам человеческого языка - глаголам, существительным и прилагательным - и Миягава предполагает, что «наскальное искусство, основанное на акустике, должно быть, сыграло свою роль в формировании нашего когнитивного символического разума."

Будущие исследования: необходимо больше расшифровки

Конечно, идеи, предложенные Миягавой, Лесуре и Нобрегой, просто обрисовывают в общих чертах рабочую гипотезу, которая призвана стимулировать дополнительные размышления о происхождении языка и указывать на новые исследовательские вопросы.

Что касается самого пещерного искусства, это может означать дальнейшее изучение синтаксиса визуальных представлений, так сказать. «Мы должны более тщательно изучить содержание», - говорит Миягава. По его мнению, как лингвиста, изучавшего изображения знаменитых наскальных рисунков Ласко из Франции, «вы видите в них много языка». Но остается открытым вопрос, насколько новая интерпретация изображений наскальных рисунков даст результат с точки зрения лингвистики.

Долгосрочная хронология пещерного искусства также подлежит переоценке на основе любых будущих открытий. Если наскальные рисунки связаны с развитием человеческого языка, обнаружение и надлежащее датирование самых старых известных таких рисунков поможет нам установить происхождение языка в истории человечества, что могло произойти довольно рано в нашем развитии.

«Нам нужно, чтобы кто-то отправился и нашел в Африке наскальные рисунки, которым 120 000 лет», - шутит Миягава.

Как минимум, дальнейшее рассмотрение пещерного искусства как части нашего когнитивного развития может уменьшить нашу склонность рассматривать искусство с точки зрения нашего собственного опыта, в котором оно, вероятно, играет более строго декоративную роль для большего числа людей.

"Если это на правильном пути, то вполне возможно, что… межмодальный перенос помог развить символическое мышление", - говорит Миягава. В этом случае, добавляет он, «искусство - это не просто что-то маргинальное для нашей культуры, но центральное место в формировании наших когнитивных способностей».