Многие из самых харизматичных видов животных в мире - те, которые вызывают наибольший интерес и глубокое сочувствие со стороны общественности - находятся под высоким риском исчезновения отчасти потому, что многие люди верят, что их культовый статус гарантирует их выживание.
Новое международное исследование, опубликованное сегодня в журнале PLOS Biology, предполагает, что популярность тигров, львов, белых медведей и других животных может способствовать вымиранию этого вида.
Исследователи использовали комбинацию онлайн-опросов, школьных анкет, веб-сайтов зоопарков и анимационных фильмов, чтобы определить 10 самых харизматичных животных. В первую тройку вошли тигры, львы и слоны, за ними следуют жирафы, леопарды, панды, гепарды, белые медведи, серые волки и гориллы.
«Я был удивлен, увидев, что, хотя эти 10 животных являются наиболее харизматичными, основная угроза, с которой сталкиваются почти все из них, - это прямое убийство людьми, особенно в результате охоты и ловли», - сказал Уильям Риппл, выдающийся профессор. экологии леса в Университете штата Орегон и соавтор исследования.
"Это убийство людьми кажется мне грустной иронией, поскольку это одни из наших самых любимых диких животных."
Многие из этих животных так часто изображаются в поп-культуре и маркетинговых материалах, что могут представлять собой обманчивую «виртуальную популяцию», которая в средствах массовой информации чувствует себя лучше, чем в природе, отметил ведущий автор Франк Куршан из Парижского университета..
Исследователи обнаружили, например, что средний гражданин Франции увидит больше виртуальных львов на фотографиях, мультфильмах, логотипах и брендах за один месяц, чем осталось диких львов в Западной Африке.
«Неосознанно компании, использующие жирафов, гепардов или белых медведей в маркетинговых целях, могут активно способствовать ложному представлению о том, что этим животным не грозит исчезновение и, следовательно, они не нуждаются в сохранении», - сказал Куршан.
В своей работе исследователи предлагают, чтобы компании, использующие изображения находящихся под угрозой исчезновения видов в маркетинговых целях, предоставляли информацию для содействия их сохранению и, возможно, часть своих доходов для защиты видов.
Усилия по сохранению исчезающих видов многочисленны, хотя и разрознены. Исследователи отмечают, что 20 миллионов американцев вышли на улицы в 1970 году, чтобы провести демонстрацию в первый День Земли, но с тех пор не было подобной мобилизации в защиту природы.
Ripple из штата Орегон заявил, что концепция харизматических видов широко распространена в литературе по охране природы, и общественность может предположить, что усилия по обеспечению их выживания предпринимаются и успешны.
«Даже большая часть литературы подчеркивает необходимость выйти за рамки харизматичных видов и сосредоточиться на менее известных», - сказал Риппл. «Общественность может считать само собой разумеющимся, что мы делаем все возможное, чтобы спасти их, когда мы даже не знаем наверняка, сколько слонов, горилл или белых медведей существует в дикой природе».
Статус большинства наиболее харизматичных видов вызывает тревогу, указал Ripple.
- Численность тигров в дикой природе оценивается менее чем в 7 процентов от их исторической численности, и по крайней мере три подвида - балийский, яванский и каспийский тигры - в настоящее время вымерли.
- Львы сокращаются почти повсюду в Африке, а популяция, по оценкам, составляет менее 8 процентов от исторического уровня; считается, что в Евразии существует только 175 особей - все они в Индии.
- Число африканских лесных слонов за последние девять лет сократилось на 62 процента, в то время как численность саваннских слонов составляет менее 10 процентов от их исторической численности - в основном из-за браконьерства.
- Осталось менее 2000 панд, занимающих менее 1 процента их исторического ареала, и их будущее неясно из-за изменения климата.
«Все 10 самых харизматичных животных - это млекопитающие, в том числе одни из самых крупных плотоядных и крупнейших травоядных в земном мире», - сказал Ripple. «Тот факт, что люди также являются крупными млекопитающими, может объяснить, почему общественность испытывает сильную привязанность к этим 10 млекопитающим - похоже, что люди любят крупных животных гораздо больше, чем мелких».
Почти половина (48,6 процента) всех плюшевых мишек, проданных в Соединенных Штатах на Amazon, были одними из 10 харизматичных животных, в то время как во Франции около 800 000 детских игрушек «Жираф Софи» были продано в 2010 году - более чем в восемь раз больше жирафов, живущих в Африке.
«Появление этих любимых животных в магазинах, в фильмах, на телевидении и в различных продуктах, похоже, вводит общественность в заблуждение, заставляя поверить в то, что с ними все в порядке», - сказал Ripple.«Если мы не предпримем совместные усилия для спасения этих видов, вскоре их можно будет увидеть только так».