Любой быстрый поиск в Интернете записей песен горбатых китов выдает аудиосборники, которые могут получить десятки тысяч, если не миллионы посещений.
С такой измеримой популярностью вы можете спросить: «Кто не любит слушать песни китов?» Одним из неожиданных ответов может быть «киты», согласно интригующей модели, разработанной исследователем из Университета Буффало.
Дело не в том, что слушающие киты игнорируют певцов своего вида. Эдуардо Меркадо III, профессор факультета психологии UB, задает вопрос, как горбатые киты воспринимают песню, которая является одним из самых сложных акустических представлений в животном мире.
Меркадо опубликовал статью в журнале Frontiers in Psychology, в которой выдвигается гипотеза о том, что пение китов помогает певцам проводить своего рода слуховой анализ сцены.
Он не первый исследователь, выдвинувший идею о том, что горбатые киты используют гидролокатор, но он, вероятно, первый, кто проанализировал возможность использования песен для гидролокатора.
Модель Mercado предполагает, что отправитель также является получателем. Он говорит, что пение китов дает полезную информацию не только слушающим китам, но и поющим китам.
«Почти каждый биолог скажет, что это чепуха, но я по-прежнему считаю, что направление нынешнего научного консенсуса неверно», - говорит Меркадо. «Предполагая, что киты слышат песни как прекрасные проявления, подобные человеческим, мы навязываем их восприятие нашему.
"Что воспринимают киты?" он спросил. «С научной точки зрения, мы должны это учитывать».
Текущее предположение оставалось в течение десятилетий, что киты поют преимущественно для репродуктивных целей, используя свою песню в качестве сексуальных сигналов, которые позволяют самкам найти высококачественных самцов; самцам для привлечения самок; или для мужчин, чтобы конкурировать с другими мужчинами.
Это сцена для биолога. В каждом случае слушающий кит будет выполнять большую часть анализа песни.
Но Меркадо говорит, что доказательства, собранные до сих пор, мало подтверждают гипотезу о сексуальной рекламе.
По его мнению, данные больше указывают на то, что певец, а не слушатель, проводит большую часть анализа с помощью эхолокации.
Меркадо говорит, что пение горбачей помогает исследовать их мир.
Цель по-прежнему преимущественно репродуктивная, но песня в этом случае похожа на прожектор, который информирует певцов о присутствии других китов, направлении, в котором эти киты могут двигаться, и о том, может ли певец быть в состоянии догнать их.
"Вот почему они поют", - говорит он. «Они пытаются создать сцену, которой иначе не было бы. Когда они создают эти эхо, это все равно, что светить прожектором в темноте».
Меркадо начал разрабатывать свою модель, исследуя физику проблемы.
Чтобы создать упрощенную версию того, что должно произойти, чтобы эхолокация заработала, он начал задавать вопросы: Как это может работать? Какие отголоски могут вернуться к певцам? Насколько сильными они будут? Можно ли их отделить от других звуков? И какую информацию они могли предоставить?
"Модель предполагает, что певцы могут легко получать информацию о местонахождении других китов", - говорит он.
Именно так отреагировал физик, когда Меркадо впервые задумался над этой проблемой.
Будучи аспирантом, Меркадо устроился на работу по анализу пения китов. Но многое из того, что он услышал, не имело смысла. Например, библиотека звуков, которую используют киты, менялась в разные годы, требовательные киты каждый год обрабатывают новые песни.
«Это сложнее, чем люди, пытающиеся ежегодно выучить новый язык», - говорит Меркадо. «Для китов это не просто язык, а совершенно новый диапазон звуков и новые звуковые паттерны».
"Для нас это было бы похоже на попытку общаться с новым видом людей с другими голосовыми связками, которые производят совершенно другой язык."
Эта очевидная способность к обучению и заинтересовала Меркадо, эксперта по влиянию обучения на работу мозга, в песне горбатого кита.
«Если моя гипотеза верна, это означает, что киты делают что-то гораздо более сложное, чем то, к чему люди могут даже приблизиться», - говорит он. «Если бы мы поняли, как это делают киты, это могло бы помочь нам лучше понять, как работает мозг в целом».
Меркадо понимает, почему исследователи скептически относятся к его модели, но говорит, что это проверяемая гипотеза.
"Докажите, что я не прав", - говорит он. «У меня нет ресурсов, но есть лаборатории, в которых они есть».
Если он прав, Меркадо говорит, что это должно изменить направление нашего изучения китов.
«Легко застрять в вере в то, что кажется очевидным. Но внешний вид или, в данном случае, звуки могут быть обманчивы», - говорит он. «Прямо сейчас анализ песни китов может быть неточным».