Кораблекрушение и 800-летняя этикетка «Сделано в Китае» раскрывают затерянную историю

Кораблекрушение и 800-летняя этикетка «Сделано в Китае» раскрывают затерянную историю
Кораблекрушение и 800-летняя этикетка «Сделано в Китае» раскрывают затерянную историю

Века назад в Яванском море у берегов Индонезии затонул корабль. Деревянный корпус со временем разрушился, оставив лишь кладезь груза. Корабль перевозил тысячи керамических изделий и предметов роскоши для торговли, и они оставались на дне океана до 1980-х годов, когда рыбаки обнаружили затонувший корабль. В последующие годы археологи изучали артефакты, извлеченные из места кораблекрушения, чтобы выяснить, откуда прибыл корабль и когда он ушел. Эквивалент этикетки «Сделано в Китае» на глиняной посуде помог археологам по-новому оценить, когда корабль затонул и как это вписывается в историю Китая.

«Первоначальные исследования, проведенные в 1990-х годах, датировали кораблекрушение серединой-концом 13-го века, но мы нашли доказательства того, что оно, вероятно, на столетие старше», - говорит Лиза Низиолек, археолог из Полевого музея в Чикаго и ведущий автор исследования в Journal of Archaeological Science: Reports. «Восемьсот лет назад кто-то наклеил на эту керамику этикетку, которая, по сути, гласила: «Сделано в Китае» - из-за упомянутого конкретного места мы можем лучше датировать это кораблекрушение».

Корабль перевозил керамику с надписью, которая могла указывать на то, что она была изготовлена в Цзяньнин Фу, правительственном районе Китая. Но после нашествия монголов около 1278 года этот район был переклассифицирован как Цзяньнин Лу. Небольшое изменение имени натолкнуло Низиолек и ее коллег на мысль, что кораблекрушение могло произойти раньше конца 1200-х годов, а уже в 1162 году.

Низиолек отмечает, что вероятность того, что корабль в более поздние дни «Цзяньнин Лу» перевозит старую глиняную посуду с устаревшим названием, невелика.«Вероятно, на борту было около ста тысяч керамических изделий. Маловероятно, что торговец заплатил бы за их хранение задолго до отправки - вероятно, они были изготовлены незадолго до того, как корабль затонул», - говорит Низиолек..

Кроме того, керамика была не единственным грузом на борту. Корабль также перевозил слоновьи бивни для использования в медицине или искусстве и благоухающую смолу для использования в благовониях или для чеканки кораблей. Оба эти материала имели решающее значение для повторной датировки крушения.

Смолы и бивни происходят от живых существ, а все живые существа содержат углерод. Тип атома углерода, называемый C-14, нестабилен и относительно стабильно распадается с течением времени. Ученые могут использовать количество C-14 в образце, чтобы определить, сколько ему лет. Этот анализ, известный как радиоуглеродное датирование, был проведен несколько десятилетий назад и показал, что обломкам корабля около 700-750 лет. Однако аналитические методы улучшились, и ученые хотели проверить, верна ли дата.

Количество разложившегося углерода, обнаруженного в смоле и бивнях, показало, что груз старше, чем считалось ранее. Принимая во внимание топоним, выгравированный на керамике, стилистический анализ керамики известных периодов времени и комментарии зарубежных экспертов, исследователи пришли к выводу, что место кораблекрушения действительно старше, чем считалось ранее, - где-то около 800 лет.

«Когда мы получили результаты и узнали, что образцы смолы и бивней старше, чем считалось ранее, мы были взволнованы», - говорит Низиолек. «Мы подозревали это, основываясь на надписях на керамике и беседах с коллегами в Китае и Японии, и было здорово собрать все эти различные типы данных, чтобы подтвердить это».

Тот факт, что кораблекрушение в Яванском море произошло 800 лет назад, а не 700 лет назад, имеет большое значение для археологов.

«Это было время, когда китайские купцы стали более активными в морской торговле, больше полагаясь на морские маршруты, чем на сухопутный Шелковый путь», - говорит Низиолек. «Кораблекрушение произошло во время важного перехода».

Низиолек также отмечает важность коллекции кораблекрушений Яванского моря. «Компания по спасению отходов Pacific Sea Resources обнаружила эти артефакты в 1990-х годах и передала их в дар Полевому музею для обучения и исследований. Часто исследования артефактов, спасенных коммерческими компаниями, вызывают клеймо, но мы дали этой коллекции дом. и мы смогли провести все эти исследования с его помощью. Это действительно здорово, что мы можем использовать новые технологии для повторного изучения действительно старых материалов. Эти коллекции могут рассказать много историй, и их не следует полностью сбрасывать со счетов».