По сравнению с кочевым населением города Шелкового пути были городскими продовольственными пустынями

По сравнению с кочевым населением города Шелкового пути были городскими продовольственными пустынями
По сравнению с кочевым населением города Шелкового пути были городскими продовольственными пустынями

Как страстные гурманы, которые знают лучшие места, где можно поесть в каждом городе, кочевники Шелкового пути, возможно, были гастрономической элитой Средневековья, наслаждаясь диетой, гораздо более разнообразной, чем их оседлые городские коллеги, предполагает новое совместное исследование Вашингтонский университет в Сент-Луисе, Институт археологии в Самарканде, Узбекистан и Кильский университет в Германии.

Историки долго думали, что городские центры вдоль Шелкового пути были космополитическими плавильными котлами, где соединились кулинарные и культурные влияния из далеких мест, но наше исследование показывает, что кочевые общины, вероятно, были настоящими поставщиками продуктов питания. культуры», - сказал Тейлор Гермес из Кильского университета, ведущий автор исследования, которое будет опубликовано в Scientific Reports, и выпускник Вашингтонского университета 2007 года.

Основываясь на изотопном анализе человеческих костей, извлеченных из древних кладбищ по всей Центральной Азии, исследование предполагает, что кочевые группы питались разнообразным шведским столом, в то время как городские общины, похоже, придерживались гораздо более ограниченного и, возможно, однообразного меню. - диета, часто насыщенная зерновыми злаками местного производства.

«Шелковый путь» обычно понимается с точки зрения ценных товаров, перемещаемых на большие расстояния, но сами люди часто не учитываются», - сказал Гермес. «Схемы питания - отличный способ узнать о связях между культурой и окружающей средой, раскрывая важный человеческий опыт в этой великой системе взаимосвязей».

Сказала Шерил Макаревич, профессор археологии в Киле и наставник Гермеса: «Стереотипно считается, что скотоводы придерживаются ограниченного рациона, состоящего только из мяса и молока их домашнего скота. Но это исследование ясно демонстрирует, что Шелковый путь скотоводы, в отличие от своих более светских собратьев, имели доступ ко всем видам диких и одомашненных продуктов питания, что делало их рацион неожиданно разнообразным."

«Это исследование дает уникальную возможность взглянуть на важные пути, которыми кочевники пересекали региональную среду и, вероятно, распространяли новые продукты и даже кухню вдоль Шелкового пути более тысячи лет назад», - сказал соавтор исследования Майкл Фрачетти., адъюнкт-профессор антропологии Вашингтонского университета.

В частности, это исследование иллюстрирует тонкое состояние локализма и глобализма, которые определяли городские центры того времени, подчеркивая при этом способность более мобильных сообществ, таких как кочевые скотоводы, быть важным волокном, питающим социальные сети. и векторы культурных изменений», - сказал Фрачетти.

Для этого исследования человеческие кости, эксгумированные при археологических раскопках в Узбекистане и Казахстане, были перевезены в Кильский университет в Германии, где они были проанализированы компанией Hermes. Чтобы быть тщательным, он также собрал ранее опубликованные изотопные данные за этот период времени, чтобы составить полную региональную картину.

«До этого исследования были огромные пробелы в том, что мы знали о разнообразии питания людей на Шелковом пути», - сказал Гермес. «Наборов данных просто не было. Мы смогли значительно увеличить географический охват, особенно за счет добавления выборок из Узбекистана, где расположены многие важные маршруты и населенные пункты».

Исследование опирается на полевые работы и музейные коллекции в рамках многолетнего научного партнерства между Вашингтонским университетом и Институтом археологии в Самарканде, Узбекистан.

Оценка индивидуального режима питания в рамках исследования стала возможной благодаря изучению изотопных сигнатур в древних человеческих костях, что позволило исследователям открыть доступ к обширной информации об источниках пищи, в том числе о пропорциях и типах растений и животных, потребляемых людьми. лиц за последние десятилетия жизни.

Анализ стабильных изотопов является «золотым стандартом» для отслеживания древних диет. Макаревич, специалист по этой технике, применил ее для понимания основных эволюционных переходов от охоты и собирательства к сельскому хозяйству на Ближнем Востоке. Она начинает новый междисциплинарный исследовательский проект ERC, изучающий распространение скотоводства в Евразии.

Другими соавторами являются Элисса Буллион, докторант антропологии Вашингтонского университета, и два исследователя из узбекского партнерства: Фарход Максудов и Самариддин Мустафокулов.

Гермес, который более десяти лет работал с Фрачетти на археологических раскопках в Центральной Азии, использовал эти методы изотопного анализа человеческих костей, извлеченных примерно из дюжины кочевых и городских захоронений, датируемых 2-13 веками нашей эры.

Места захоронения были связаны с широким спектром сообществ, климатов и географических мест, включая недавно открытое поселение высоко в горах Узбекистана, Отрарский оазис в Казахстане и городской комплекс на низменных равнинах Туркменистана.

Несмотря на то, что предыдущие археологические раскопки в этих местах подтвердили наличие в древности одомашненных сельскохозяйственных культур и стадных животных, их значение в питании горожан было неизвестно. Однако изотопный анализ показывает, насколько важными были эти продукты в долгосрочной перспективе.

«Преимущество изучения человеческих костей заключается в том, что эти ткани отражают многолетние пищевые привычки человека», - сказал Гермес. «Измеряя соотношение изотопов углерода, мы можем оценить процентную долю в чьем-то рационе, состоящую из определенных категорий растений, таких как пшеница, ячмень или просо. кто-то питался в основном растительной пищей или потреблял продукты из более высоких звеньев пищевой цепи, такие как мясо и молоко овец или коз».

Это исследование выявило интересные различия в питании между городскими поселениями вдоль Шелкового пути, но удивительно небольшое разнообразие в питании людей, живущих в этих сообществах. Возможно, из-за ограничений местной среды, сетей производства продуктов питания или культурных предписаний большинство людей в каждой городской среде питались одинаково.

Рационы отдельных кочевников внутри одного и того же сообщества оказались гораздо более разнообразными. По словам Гермеса, эти различия, которые, возможно, являются следствием различных моделей мобильности в течение жизни, доступности диких или одомашненных вариантов пищи или личных предпочтений, предполагают, что кочевые группы не были связаны культурными ограничениями, которые могли быть наложены на городских жителей.

«Кочевники и горожане имели разные диетические ниши, и это отражает сочетание окружающей среды и культурных предпочтений, которые повлияли на питание на Шелковом пути», - сказал Гермес. «В то время как многие историки, возможно, предполагали, что взаимодействия на Шелковом пути привели к гомогенизации кулинарных практик, наше исследование показывает, что это не так, особенно для городских жителей».

На данный момент Hermes, Frachetti, Makarewicz и их сотрудники в Самарканде с нетерпением ждут возможности применить эти изотопные методы к новым археологическим загадкам по всей Центральной Азии.

«Мы надеемся, что наши результаты приведут к сдвигу парадигмы в том, как можно исследовать исторические явления через тех самых людей, которые сделали возможными эти культурные системы», - сказал Гермес. «Результаты здесь захватывающие, и, хотя они никоим образом не являются окончательным словом, они прокладывают новый путь в применении научных методов к древнему миру».

«В течение почти 10 лет наше академическое сотрудничество привело к новым захватывающим открытиям в археологии, а также способствовало развитию новых международных партнерских отношений, таких как партнерство, возглавляемое Тейлором Гермесом, для проведения археологических исследований в Киле», - сказал Фрачетти. «Этот международный подход - это то, что позволяет нам всем - как команде - максимизировать научный потенциал наших совместных полевых и лабораторных исследований в Узбекистане для продвижения исторических и экологических знаний в глобальном масштабе».