Вот вкус, который Пепси никогда не могла себе представить, вслепую.
Исследователи из Калифорнийского университета в Риверсайде недавно опубликовали исследование переработанных сточных вод, в котором основное внимание уделялось не их безопасности, что уже давно установлено, а скорее их вкусу.
После нескольких лет засухи идея питья переработанных сточных вод набрала обороты в Калифорнии. Мысли обратились ко всей сбрасываемой воде - к пополнению «обычных» подземных вод оборотной водой.
Но потребители поспешили отметить эвфемизм «переработанного». Некоторые даже заклеймили эту технологию как «туалет, который нужно нажать».
«Похоже, что этот термин (сточные воды) и идея переработанной воды в целом вызывает отвращение», - сказал Дэниел Хармон, аспирант психологии и ведущий автор исследования вкуса воды. Исследование опубликовано в февральском номере журнала Appetite.
Однако Хармон добавил: «Важно сделать переработанную воду менее пугающей для людей, которые обеспокоены ею, поскольку она является важным источником воды сейчас и в будущем».
Безопасность воды была источником большинства соответствующих исследований. Сточные воды очищаются с помощью обратного осмоса. Предпочтительная технология называется непрямым повторным использованием для питья или IDR. IDR повторно вводит очищенные сточные воды в подземные воды, где они снова попадают в систему питьевого водоснабжения. Шесть калифорнийских водохозяйственных агентств уже используют IDR. К ним относятся Район пополнения запасов воды в Южной Калифорнии, Водный округ округа Ориндж, Департамент общественных работ округа Лос-Анджелес, Район коммунальных услуг Внутренней Империи, город Лос-Анджелес и город Окснард..
Исследования показали, что IDR удаляет практически все загрязнения. Но никто не рассматривал его относительный вкус; по крайней мере, не в слепом дегустационном тесте и не в научном исследовании.
В исследовании UCR приняли участие 143 человека, которым было предложено сравнить водопроводную воду, обработанную IDR, с обычной водопроводной водой и бутилированной водой. Вода была представлена в одинаковых чашках и не была маркирована, поэтому участники были «слепы» к источнику воды. Попробовав воду, участники оценили вкус образцов от одного до пяти, а затем также по категориям, включая текстуру, температуру, запах и цвет.
Исследователи взвесили факторы, влияющие на восприятие вкуса.
Существуют генетические различия во вкусовой чувствительности. Это было измерено с помощью проверенной меры: бумажных полосок, покрытых химическим веществом фенилтиокарбомидом, или PTC. Те, кому вкус полоски кажется горьким, считаются более чувствительными.
Исследователи также рассмотрели две черты личности, которые помогают определить предпочтения воды. Эти черты называются «открытостью опыту» и «невротизмом». Открытость показывает, насколько люди восприимчивы к новому и разнообразному опыту. Нейротизм относится к беспокойству и неуверенности.
Сначала исследователи предположили, что все три воды будут иметь равные результаты. На самом деле, один оказался наименее предпочтительным.
«Вода на основе подземных вод была не так популярна, как IDR или вода в бутылках», - сказала Мэри Говейн, профессор психологии Калифорнийского университета в Риверсайде и соавтор исследования. «Мы думаем, что это произошло потому, что IDR и вода в бутылках проходят очень похожие процессы обработки, поэтому у них низкий уровень вкуса, который людям не нравится».
Более нервные и тревожные участники исследования отдавали предпочтение IDR и бутилированной воде и более негативно относились к более богатой минералами водопроводной воде. Людям, более открытым к новому опыту, три образца понравились примерно одинаково.
Еще один сюрприз: женщины в два раза чаще предпочитают бутилированную воду, чем мужчины.
Лучшее предположение исследователей: женщины регистрируют более сильные «реакции отвращения», чем мужчины, что означает, что их реакции на вкусы, которые им не нравятся, более экстремальны. Эти реакции отвращения являются предметом следующей исследовательской работы команды.
В своем заключении исследователи предполагают, что благоприятное сравнение между обратным осмосом и бутилированной водой может сделать потребителей более склонными к употреблению переработанных сточных вод. В частности, они предполагают, что маркетинг для женщин, которые принимают большинство потребительских решений о покупке, должен фокусироваться на этих сходствах, а также учитывать продемонстрированную женщинами открытость новому опыту.
«Мы думаем, что это исследование поможет нам выяснить, на какие факторы люди обращают внимание при принятии решений о воде, и какое население нужно убедить пить воду IDR и как убедить их», - сказал Хармон.
Помимо Хармона и Говена, в исследовании приняли участие Исаак Артур, недавно закончивший бакалавриат в Калифорнийском университете в Риверсайде, Дрю Стори, аспирант Калифорнийского университета в Риверсайде, и З. Рейс, получивший степень доктора философии. D. в Калифорнийском университете в Риверсайде, а сейчас учится в городском колледже Санта-Барбары. Исследование было поддержано интегративной аспирантурой и исследовательской стажировкой, или IGERT, наградой Национального научного фонда.