Маленькие птицы более энергоэффективны при полете, чем летучие мыши. Ранее исследователи полагали, что это связано с сопротивлением воздуха, создаваемым ушами летучих мышей. Однако теперь биологи Лундского университета в Швеции обнаружили другую причину.
Находясь в самом приподнятом положении, крылья мелких птиц взаимодействуют совершенно иначе, чем крылья летучих мышей. Когда птицы взмахивают крыльями вниз, они создают за собой одно большое воздушное вихревое кольцо, а не два маленьких.
«Это делает воздушный поток медленнее, а аэродинамика менее энергозатратной. Это, в свою очередь, означает, что птицы более приспособлены для перелетов на большие расстояния, чем летучие мыши», - говорит Кристоффер Йоханссон, биолог из Лундского университета.
По его словам, новые результаты должны быть включены в существующие модели того, сколько энергии птицы потребляют во время полета. Помимо прочего, эти модели используются для расчета дальности миграции птиц.
Результаты основаны на исследованиях европейской мухоловки-пеструшки, летящей в аэродинамической трубе Лундского университета, в то время как исследователи изучали движение воздуха позади птицы.
Хотя исследователи показали, как взаимодействие крыльев маленьких птиц делает их более эффективными летунами по сравнению с летучими мышами, птицы далеки от идеальных маленьких «летающих машин». Исследователи обнаружили, что европейские мухоловки-пеструшки (и, вероятно, все другие мелкие птицы) наклоняют свое тело назад при полете на низкой скорости. Хвост опущен, а голова поднята. Это приводит к повышенному энергопотреблению.
Техника увеличивает силу, создаваемую крыльями, как при посадке самолетов. Для птиц, у которых нет двигателей, наклон тела также означает, что результирующая сила направлена в правильном направлении. Это приводит к увеличению сопротивляемости организма и повышенному потреблению энергии», - говорит Кристофер Йоханссон.