У умных детей больше друзей? Если другие видят, что их сообразительность окупается, то да - по крайней мере, это кажется правдой для наших кузенов-приматов, кольцехвостых лемуров (Lemur catta), сообщает группа исследователей из Принстонского университета.
«Мы смогли показать умных лемуров - некоторых из наших самых ранних родственников приматов - увеличивающих их социальную значимость в результате их решения проблем», - сказал Дэниел Рубенштейн, профессор зоологии Принстонского класса 1877 года и профессор зоологии. экологии и эволюционной биологии, а также ведущий автор статьи от 5 апреля в журнале Current Biology.
«Наши результаты очень важны, потому что ни одно другое исследование ранее не показывало, что взаимосвязь между обучением и позицией в социальной сети основана на обратной связи, так что обучение влияет на сетевые связи и положение в дополнение к тому, на что они влияют», - сказал он. Ипек Кулахчи, первый автор статьи, защитившая докторскую диссертацию. в Принстоне в 2014 году.
Предыдущие исследования показали, что приматы быстрее осваивают новые навыки, наблюдая за другими. Этот эксперимент показал, что верна и обратная сторона: лемуры с новым навыком становились тем популярнее, чем больше они его практиковали.
Исследователи поставили перед двумя свободноживущими группами мелких приматов новую задачу: что делать с одной виноградиной, закрытой в ящике из плексигласа, до которого можно добраться из ящика. В каждой группе, состоящей примерно из 20 животных, первым лемуром, открывающим ящик и достающим виноград, был детеныш: самка в одной группе, самец в другой.
Несколько других лемуров наблюдали за сбором винограда. Некоторые из них затем сами выдвинули ящик, а другие так и не сделали этого. Исследователи отслеживали, какие лемуры решили проблему, а какие нет, и сосредоточились на том, как другие животные относились к тем, у кого получилось. Они отслеживали «аффилиативное поведение», такое как уход за собой, и сравнивали это поведение до и после того, как лемуры научились извлекать виноград.
У одних «центральных» людей было много связей, у других меньше. Исследователи обнаружили, что успешное извлечение винограда увеличивает количество положительного внимания, которое получает лемур.
«Мы обнаружили, что лемуры, за которыми часто наблюдали другие, решая задачу по добыче пищи, проявляли больше аффилиативного поведения, чем до того, как научились», - сказал Кулахчи, научный сотрудник Университетского колледжа Корка в Ирландии..
«Меня очень впечатлило, что лемуры, за которыми часто наблюдают, проявляли больше аффилиативного поведения, такого как уход, без корректировки своего собственного социального поведения», - сказала она.«У большинства видов приматов уход, как правило, является взаимным; он основан на взаимности между грумером и особью, за которой ухаживают… Таким образом, довольно поразительно, что часто наблюдаемые лемуры получали много ухода за собой, не предоставляя больше ухода другим».
В предыдущих экспериментах пищевое вознаграждение, такое как гроздь винограда, могло вдохновить других подойти к решению проблемы в надежде переманить еду, поэтому эти исследователи решили использовать одну виноградину, чтобы увеличить шансы того, что тот же самый лемур, который тянул открыть ящик тоже можно было бы съесть угощение. «Это говорит о том, что лемуры, которых часто наблюдают, могли восприниматься как успешные личности», - сказал Кулахчи.
В дикой природе успешные животные узнают об окружающей их среде и применяют эти знания к ключевым действиям, таким как поиск пищи и избегание хищников. Формирование связей с успешными людьми путем ухода за собой или другими действиями по установлению связи может предоставить больше возможностей для наблюдения за ними и обучения у них. В этом исследовании лемуры, которые были более социально связаны - те, которые инициировали много партнерских взаимодействий - также с большей вероятностью обучались после наблюдения, независимо от их возраста или пола, как обнаружили исследователи.
«Меня часто спрашивают… становятся ли приматы, которые изобретают новые навыки, более популярными», - сказала Лидия Хоппер, помощник директора Центра изучения и сохранения обезьян Лестера Э. Фишера в зоопарке Линкольн-Парк в Чикаго, которая не был частью этого исследования. Этот эксперимент «предоставляет некоторые из первых доказательств того, что это может быть так… Даже после того, как исследователи убрали коробку, эти «опытные» лемуры более регулярно ухаживали за другими лемурами, чем до того, как они приобрели этот навык. точка зрения на взаимодействие между социальным обучением и социальным статусом».
«Эта работа показывает, что изучение передачи информации в реальных сетях представляет собой сложную проблему», - сказала Клаудиа Каспер, приглашенный исследователь кафедры эволюционной биологии и экологических исследований Цюрихского университета, которая не участвовала в исследовании. в этом исследовании. По ее словам, исследование подчеркивает важность разграничения «входящих» и «исходящих» связей в социальных сетях. «Знающие люди не увеличили количество исходящих связей, но их положение в сети изменилось за счет получения большего количества входящих связей», - отметил Каспер.
«Поведение животных гораздо более богатое и гибкое, чем мы обычно думаем», - сказал Кулахчи. «Наше исследование показывает, что животные узнают не только о своей физической среде, например о том, как добыть пищу в ситуации, с которой они никогда раньше не сталкивались, но они также узнают друг о друге и используют эту информацию для принятия гибких социальных решений при формировании социальных отношений.."