Волшебные крапивники узнают сигналы тревоги других видов, просто слушая

Волшебные крапивники узнают сигналы тревоги других видов, просто слушая
Волшебные крапивники узнают сигналы тревоги других видов, просто слушая

Птицы часто подслушивают тревожные крики других видов, что позволяет им использовать в своих интересах множество глаз, высматривающих опасность. Исследователи, опубликовавшие статью в журнале Current Biology от 2 августа, обнаружили, что крапивники могут выучить эти незнакомые крики, которые они сравнивают с иностранным языком, даже не видя ни птицу, издававшую крик, ни хищника, который его спровоцировал. Вместо этого птицы в их исследовании научились распознавать новые сигналы тревоги, прислушиваясь к незнакомым звукам в хоре знакомых сигналов тревоги.

«Звуки тревоги предупреждают о хищниках, но здесь птицы узнали значение сигнала из сигналов тревоги других без необходимости видеть хищника», - говорит Роберт Маграт из Австралийского национального университета в Канберре. «Это означает, что это тип «социального обучения», когда люди учатся у других, а не на прямом опыте. В этом случае это еще более косвенно, потому что им нужно только слышать, а не видеть, как птицы издают знакомые сигналы тревоги. Так что теоретически они могли бы учиться с закрытыми глазами!"

Группа Маграта долгое время интересовалась птичьими тревожными сигналами и подслушиванием между видами. Их предыдущая работа показала, что птицы могут научиться распознавать крики других видов; это не всегда врожденная способность. Их исследования показали, что крапивники могут научиться ассоциировать новый сигнал тревоги с опасностью, если они постоянно видят модели хищника в то время, когда они слышат сигнал.

Эти исследования показали, что птицы учатся на собственном опыте. Но исследовательская группа, в которую также входили Доминик Потвин и Чаминда Ратнаяке из Австралийского национального университета и Эндрю Рэдфорд из Бристольского университета, Великобритания, подозревала, что птицы могут также учиться у других птиц, внимательно прислушиваясь к их крикам.

«Учиться у других имеет смысл, когда учиться на собственном опыте опасно», - говорит Рэдфорд. «Нынешний эксперимент показывает, что они могут», а также благодаря новому процессу создания ассоциаций между различными звуками.

Команда обучала птиц в отсутствие хищников, транслируя незнакомые звуки в сочетании с сигналами тревоги других крапивников и других видов птиц. Сначала птицы не убегали от незнакомых звуков. Но после тренировки они часто убегали, чтобы укрыться, услышав звуки. Их эксперимент показал, что крапивники также продолжали одинаково сильно реагировать на повторные тесты в течение недели.

Не то чтобы крапивники в целом стали более осторожными. Скорее, они научились связывать новые звонки с известными сигналами тревоги, никогда не видя звонящего или причину их звонка.

«Результаты были поразительными», - говорит Потвин. «Они показывают, насколько быстро социальное обучение может происходить в дикой природе благодаря прослушиванию тревожных хоров - тактика, которая, вероятно, пригодится, учитывая, как трудно увидеть хищников и зовущих их во многих средах».

Социальное обучение любыми средствами может помочь объяснить широко распространенное подслушивание в природе, говорят исследователи. Новые результаты могут также иметь отношение к усилиям по сохранению.

Часто находящиеся под угрозой исчезновения виды хорошо размножаются в неволе только для того, чтобы быть захваченными хищниками вскоре после выпуска. Таким образом, в настоящее время предпринимаются попытки подготовить птиц к жизни в дикой природе, обучая их распознавать своих хищников перед выпуском. «Мы думаем, что было бы также полезно научить птиц распознавать сигналы тревоги других видов», - говорит Маграт. Их новое исследование показывает, как это сделать.