Кто ты? Родитель? Исполнитель? Ветеран? Есть много разных аспектов идентичности, и чтобы сделать вас тем, кем вы являетесь, требуется больше, чем один. Древние люди были такими же сложными, но до недавнего времени у археологов не было четкого способа уловить все нюансы человеческой идентичности из прошлого, кроме более широких ярлыков, таких как пол и социальный статус..
Отдельные люди являются важной частью более крупной человеческой головоломки, потому что их уникальные действия накапливаются, чтобы приводить в действие культурные изменения. По словам Келли Кнудсон, их детальное понимание дает исследователям лучшее понимание изменений, происходящих на протяжении поколений.
Кнудсон - профессор Школы эволюции человека и социальных изменений Аризонского государственного университета и директор Центра биоархеологических исследований.
Вместе с Кристиной Торрес-Руфф из Калифорнийского университета в Мерседе Кнудсон создал новую модель, которая объединяет несколько направлений исследований, чтобы понять жизнь древних на микроуровне с помощью подсказок, оставленных в могиле.
В июньском выпуске журнала Current Anthropology будет опубликован форум с описанием модели и ее применения «Интеграция идентичностей: инновационный биоархеологический и биогеохимический подход к анализу множественности идентичностей в погребальных записях».
«Одна из вещей, которые меня очень вдохновляют, - это наша способность одновременно изучать большие группы населения на протяжении многих поколений и очень интимные подробности жизни отдельных людей в прошлом», - говорит Кнудсон.
Если бы могилы могли говорить
Названная «контекстуализированным мультискалярным биоархеологическим подходом», эта модель исследует индивидуальную идентичность, используя смесь биологических и культурных данных из захоронений. Авторы использовали его для исследования северного чилийского общества во время экологического и политического сдвига от Среднего горизонта (500-1100 гг. н. э.) к позднему промежуточному периоду (1100-1400 гг. н. э.). Изученные детали включают:
- Черепные характеристики, которые помогли определить генетическое родство на уровне популяции.
- Измененные формы головы, демонстрирующие принадлежность к сообществу, поскольку форма черепа была культурно обусловлена в Андах.
- Изотопный анализ, который выявил географическое происхождение людей и то, перемещались ли они в течение своей жизни.
- Погребальный инвентарь и строительство, которые проливают свет на то, как люди воспринимались и запоминались другими.
- Взаимосвязь этих признаков с полом человека, расширяющая понимание социальной идентичности.
При сравнении двух кладбищ эпохи Среднего Горизонта исследователи обнаружили, что, хотя погребальные группы были связаны, они идентифицировались по-разному; один был гораздо более космополитичным, чем другой, с погребальным инвентарем из отдаленных регионов, таких как Боливия и Аргентина.
Точно так же, даже отдельные могилы с одного и того же кладбища рекламировали уникальные личности. Детальный осмотр трех соседних гробниц выявил три очень разные, хотя и почти одновременные жизни. Используя свое новаторское сочетание методов, Кнудсон и Торрес-Руфф смогли собрать воедино личности богатого молодого торговца, духовного лидера средних лет и молодой женщины, которая пряла разноцветные ткани.
Эти могилы резко контрастировали с могилами позднего промежуточного периода. Анализ захоронения того времени выявил пастуха, который, хотя и был отмечен своей общиной редкой круглой каменной кладкой над его могилой, был похоронен лишь с несколькими предметами местного производства.
Кнудсон и Торрес-Руфф утверждают, что по мере того, как андское общество переходило от Срединного горизонта к позднему промежуточному периоду, они перенесли акцент с индивидуальной идентичности на идентичность сообщества и с иностранных связей на местную изоляцию, вероятно, в ответ на характерная неопределенность времени из-за повсеместной засухи.
«Я был удивлен, обнаружив, что люди согнулись на корточках и остались на месте, вместо того чтобы переехать в лучшие районы, где не так сухо», - говорит Кнудсон. «Я ожидал увидеть экологических беженцев, но мы их совсем не увидели».
Знание того, как изменение климата повлияло на людей 1000 лет назад, дает нам представление не только о древних людях, но и о нас самих. Реакция общества на сегодняшние вызовы происходит по одному человеку; с этой новой моделью у нас есть инструменты, чтобы увидеть, как работает этот процесс и как повседневная жизнь формирует историю.
«Я думаю, что эта долгосрочная перспектива является одним из очень ценных вкладов биоархеологов в прошлое и настоящее», - добавляет Кнудсон.