Длительное воздействие загрязнения воздуха связано с более высокой частотой высокого кровяного давления, согласно крупнейшему исследованию, посвященному изучению воздействия как загрязнения воздуха, так и дорожного шума, в котором приняли участие более 41 000 человек в пяти разных странах. на пять-девять лет.
Исследование, опубликованное 25 октября в European Heart Journal, показало, что среди взрослых у одного дополнительного человека на 100 человек той же возрастной группы, проживающих в наиболее загрязненных районах городов, может развиться высокое кровяное давление. (гипертония) по сравнению с теми, кто живет в менее загрязненных районах. Этот риск подобен эффекту избыточного веса с индексом массы тела (ИМТ) между 25-30 по сравнению с людьми с нормальным весом (ИМТ 18,5-25). Высокое кровяное давление является наиболее важным фактором риска преждевременных заболеваний и смерти.
Это исследование является одним из первых, в котором одновременно исследуются загрязнение воздуха и транспортный шум, и было обнаружено, что транспортный шум также связан с увеличением случаев гипертонии. Способ проведения исследования позволил исследователям отдельно оценить риск, связанный с загрязнением воздуха, и риск, связанный с шумом. Связь загрязнения воздуха с гипертонией сохранялась, даже когда в анализе учитывалось воздействие дорожного шума. Исследователи говорят, что это важное открытие, поскольку существуют разные способы снижения загрязнения воздуха и шума.
В общей сложности 41 072 человека, проживающих в Норвегии, Швеции, Дании, Германии и Испании, приняли участие в исследовании, которое было частью проекта «Европейское когортное исследование воздействия загрязнения воздуха» (ESCAPE). долгосрочные последствия воздействия загрязнения воздуха на здоровье человека в Европе. Информация об артериальном давлении была собрана, когда участники присоединились к исследованию, а также во время последующего обследования в последующие годы. Ни у кого не было гипертонии, когда они присоединились к исследованию, но в течение периода наблюдения 6 207 человек (15%) сообщили, что у них развилась гипертония или они начали принимать лекарства для снижения артериального давления..
В период с 2008 по 2011 год исследователи измеряли загрязнение воздуха в течение трех отдельных двухнедельных периодов (чтобы учесть сезонные эффекты). Они использовали фильтры для сбора информации о концентрациях загрязняющих частиц, известных как «твердые частицы» (ТЧ), различных размеров: PM10 (частицы менее или равные 10 микронам [1] в диаметре), PM2,5 (меньше или равные 2,5 мкм), PMcoarse (PM10 минус PM2,5) и поглощение PM2,5 (измерение частиц сажи). Эти измерения были проведены в 20 точках в каждой из исследуемых областей, а измерения оксидов азота были измерены в 40 различных точках в каждой области. Плотность дорожного движения оценивалась за пределами домов участников, а транспортный шум моделировался в соответствии с Директивой ЕС по шуму окружающей среды.
Исследователи обнаружили, что на каждые пять микрограммов [2] на кубический метр (5 мкг/м3) PM2,5 риск гипертонии увеличивается на пятую часть (22%) у людей, проживающих в наиболее загрязненных районах. по сравнению с наименее загрязненными районами. Более высокие концентрации сажи также увеличивали риск.
Что касается воздействия хронического дорожного шума, исследователи обнаружили, что люди, живущие на шумных улицах, где средний уровень шума в ночное время составляет 50 децибел, имеют на шесть процентов повышенный риск развития гипертонии по сравнению с теми, кто живет на более тихих улицах. где средний уровень шума ночью составлял 40 децибел.
Профессор Барбара Хоффманн, профессор экологической эпидемиологии в Центре здоровья и общества Университета Генриха Гейне в Дюссельдорфе, Германия, которая руководила анализом, сказала: «Наши результаты показывают, что длительное воздействие твердых частиц в воздухе Загрязнение связано с более высокой частотой случаев артериальной гипертензии, о которой сообщают сами люди, и с приемом антигипертензивных препаратов. Поскольку практически каждый подвергается воздействию загрязнения воздуха на протяжении всей своей жизни, это приводит к большому числу случаев гипертонии, что ложится тяжелым бременем на человека и общество..
Воздействие транспортного шума во многих случаях имеет те же источники, что и загрязнение воздуха, и поэтому может исказить оценки неблагоприятного воздействия загрязнения на здоровье человека. Однако это исследование контролировало воздействие транспортного шума и показало, что ассоциации загрязнения воздуха с гипертонией не исчезли, что важно, поскольку меры профилактики загрязнения воздуха и шума различаются.
"Очень важным аспектом является то, что эти ассоциации можно увидеть у людей, живущих значительно ниже действующих европейских стандартов загрязнения воздуха. Это означает, что действующее законодательство не обеспечивает адекватной защиты европейского населения от неблагоприятного воздействия загрязнения воздуха. Учитывая повсеместное присутствие загрязнения воздуха и значение гипертонии как наиболее важного фактора риска сердечно-сосудистых заболеваний, эти результаты имеют важные последствия для общественного здравоохранения и требуют более строгих правил качества воздуха."
Исследование показало, что средние уровни загрязнения в центрально- и южноевропейских районах исследования - Германии и Испании - были выше, чем в скандинавских регионах - Норвегии, Швеции и Дании. Воздействие дорожного шума и дорожной нагрузки было самым высоким в исследуемых районах Швеции и Испании.
Исследователи говорят, что, возможно, загрязнение воздуха и шум влияют на разные или не полностью перекрывающиеся пути, связанные с нарушениями нормального функционирования организма. Возможные биологические механизмы неблагоприятного воздействия загрязнения воздуха на работу сердца и сосудов включают местное и системное воспаление, окислительный стресс (накопление повреждающих молекул в организме) и дисбаланс в правильном функционировании нервной системы.. Считается, что шум влияет на работу как нервной, так и гормональной систем.
[1] Микрон - это одна миллионная часть метра.
[2] Микрограмм - это одна миллионная часть грамма.