Почему люди идут на войну, когда последствия войны настолько драматичны? Ученые предположили, что мотивы участия в войне заключаются либо в индивидуальных наградах, которые получают воины (добыча достается победителю), либо в том, что члены группы принуждают их к участию, опасаясь наказания. Понимание факторов, побуждающих воинов присоединяться к военным отрядам, проливает свет на некоторые из наиболее фундаментальных аспектов человеческой природы: как наша способность к сотрудничеству связана с нашими самыми деструктивными наклонностями.
В новом исследовании группа исследователей изучила социальный состав участников набегов и их отношение к брачным союзам в амазонском племенном обществе, ваорани из Эквадора. Раньше ваорани практиковали смертоносные набеги или мелкомасштабные боевые действия как часть своей социальной структуры. Антропологи подробно говорили с членами племени об их истории набегов, пытаясь понять, что побуждает людей участвовать в военных действиях. Это один из немногих в мире наборов данных с подробной информацией о том, как выглядели военные действия в небольших обществах до вмешательства государства.
Они обнаружили, что ваорани активно присоединяются к рейдам с людьми, которые могут обеспечить доступ к идеальным брачным партнерам для себя и своих детей. Кроме того, тонкое принуждение со стороны родственников, по-видимому, является фактором присоединения к рейдам. Отношения, построенные в результате набегов, привели к значимым связям между мужчинами, что могло пролить свет на эволюцию дружбы.
Большие дебаты в антропологии связаны с тем, как выглядят группы военных действий и набегов в небольших обществах. Споры всегда касались этой милой группы братьев - буквально братьев, дядей, отцов, сражающихся бок о бок с друг друга», - сказал Шейн Макфарлан, доцент антропологии Университета Юты и ведущий автор исследования. «Но иногда одного родства недостаточно. Война - это построение союзов, отношения с другими людьми, где можно было бы получить что-то еще, сражаясь друг с другом - например, с супругами».
Исследование, опубликованное 31 октября 2018 года в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Ваорани
Ваорани - коренные эквадорцы из низменностей тропических лесов Амазонки, насчитывающие сегодня 2000 человек. Когда люди евро-американского происхождения впервые вступили в контакт с членами племени в 1958 году, население насчитывало 500 человек, проживающих на четырех враждебных друг другу территориях. На территориях ваорани жили в кварталах длинных домов, называемых наникабо. Каждый район был разделен прогулкой на один-два дня, а каждый наникабо - на 30-60-минутную прогулку.
Для ваорани идеальными брачными партнерами являются двусторонние двоюродные братья и сестры, например, дочь брата матери мужчины или дочь сестры его отца. Один из способов заключения союзов - рейды. Набеги со смертельным исходом были обычным явлением среди ваорани; когда человек решал совершить набег, он убеждал последователей присоединиться к нему.
«Преимущество союза за пределами ваших прямых родственников заключается в том, что он расширяет вашу социальную вселенную для получения вещей, в которых вы нуждаетесь, и одна из вещей, которые нужны людям во всех обществах, - это партнеры по спариванию», - сказал Макфарлан..
В период с 2000 по 2001 год соавторы Джим Йост, Пэм Эриксон из Университета Коннектикута и Стив Бекерман из Университета штата Пенсильвания опросили почти все население ваорани в возрасте 49 лет и старше - 65 женщин и 55 мужчин. Исследователи собрали подробную генеалогическую информацию от нескольких поколений и сопоставили данные с существующими родословными ваорани. Они также собрали истории рейдов, включая участников, организатора, жертв и обоснование нападения. Исследователи использовали браки и рождения, чтобы установить хронологию рейдов. С 1917 по 1970 год поступило 550 рейдовых сводок. Исследователи объединили их в 49 отдельных рейдов, в которых участвовал 81 человек.
Свекровь, братья и брак
Макфарлан и старший автор Стивен Бекерман проанализировали состав рейдерских групп и истории браков рейдеров. Если модель «группы братьев» верна, то рейдеры должны включать в себя в основном прямых предков или потомков друг друга, известных как прямые родственники. Если бы группы представляли собой стратегические союзы, то индивидуумы должны были бы состоять из мужчин, которые могут предоставить друг другу возможности для брака - генетически связанные, но вне прямого родства. Поскольку исследователям нужно было уметь различать двоюродных братьев и сестер, они использовали только людей, для которых у них была информация о дедушке и бабушке. Они проанализировали социальный состав участников 49 рейдов, в том числе 1041 индивидуальную связь между 81 участвовавшим мужчиной.
Хотя у мужчин было много прямых родственников, из которых они могли выбирать для формирования рейдерских отрядов, они выборочно совершали набеги с непрямыми родственниками. Они также обнаружили, что мужчины чаще совершали набеги с мужчинами, которые были с ними в родстве, но из разных родословных - идеальные партнеры для брачного обмена. Действительно, рейдерские союзы привели к бракам как рейдеров, так и детей рейдеров.
Еще одна мотивация присоединиться к рейдерским отрядам, похоже, включала некоторое принуждение. Макфарлан обнаружил, что иногда мужчины сначала женятся, а затем чаще устраивают набеги со своими родственниками.
В то время как ученые обычно предполагали, что война была связана либо с личным вознаграждением, либо с принуждением, мы обнаружили, что это улица с двусторонним движением.«Иногда люди идут на войну, чтобы найти партнеров по союзу, что дает им доступ к возможностям брака, но в других случаях парни женятся первыми, а затем эти брачные узы используются, чтобы принудить людей к войне».
Эволюция дружбы
У людей по большей части есть три вида отношений: родство, брак и дружба. Традиционно антропологи считали важными только родство и брак. Недавний интерес заглянул в эволюцию самой дружбы. Общей чертой дружбы между культурами является то, что она способствует сотрудничеству между людьми, которые не являются ни родственниками, ни нашими возлюбленными, а наши друзья приносят нам пользу, которую не могут получить родственники и возлюбленные. Один контекст, в котором дружба чрезвычайно важна, помогает нам справляться с конфликтами с другими людьми и группами, известными как гипотеза альянса.
Результаты исследования подтверждают эту гипотезу, сказал Макфарлан.
«Убийство другого человека - это действительно травматический акт, который заставляет людей разделять что-то общее психологически, что устанавливает доверие и способствует таким вещам, как дружба», - сказал Макфарлан.
Памела Эриксон из Университета Коннектикута, Джеймс Йост, Джханира Регаладо из Музея естественной истории, Кито, Эквадор, Лилия Харамильо из Котопакси, Эквадор, и Стивен Бекерман из Университета штата Пенсильвания, соавторы исследования.