За последние 60 000 лет люди стали экологически доминирующим видом и успешно колонизировали каждую наземную среду обитания. Нашему эволюционному успеху способствовала сильная зависимость от постоянно развивающейся технологии. Понимание того, как развиваются человеческие технологии, имеет решающее значение для понимания того, почему люди добились такого беспрецедентного эволюционного успеха.
Выпускник докторантуры ASU Джейкоб Харрис, работающий с исследователем ASU Робертом Бойдом и Брайаном Вудом из Калифорнийского университета в Лас-Анджелесе и Института эволюционной антропологии Макса Планка, интересуется ролью каузального знания в производстве, передаче, и, в конечном счете, развитие технологий. Причинное знание - это способность предсказывать эффект преднамеренной модификации системы, такой как проектирование и производство традиционной технологии лука и стрел - в центре их исследования.
Предыдущие исследования причинно-следственных связей ограничивались теоретической работой и экспериментальными исследованиями со студентами. Харрис и Вуд несколько месяцев жили и работали с охотниками хадза и брали у них интервью о производстве и использовании луков. Хадза - современные охотники-собиратели, живущие в северо-центральной части Танзании. В настоящее время около 1200 человек, говорящих на языке хадза, разбросаны по обширному региону, при этом местные группы различаются по общей доле своего рациона, получаемой от охоты и собирательства. Тем не менее, даже среди тех групп населения, которые меньше всего занимаются добычей пищи, изготовление и использование лука и стрел является повседневной практикой среди мужчин.
Исследование, опубликованное на этой неделе в журнале Current Biology, посвящено двум конкурирующим теориям эволюции человека. Гипотеза когнитивной ниши предполагает, что инновации обычно возникают, а затем совершенствуются в течение одной жизни, а не поколений, и если среда меняется, люди быстро адаптируются. Сторонники этой гипотезы утверждают, что инновации и передача требуют причинного понимания. Гипотеза культурной ниши утверждает, что культурные элементы часто накапливаются и рекомбинируются без каузального понимания теми, кто их использует.
Изготовители луков племени хадза предоставили редкую возможность оценить эти модели в натуралистической обстановке с использованием одной из самых значительных технологий в эволюции человека - лука и стрел.
Харрис и Вуд взяли интервью у 64 высококвалифицированных лучников хадза в возрасте от 15 до 77 лет из пяти разных лагерей относительно изготовления и использования луков. Испытуемым задавали вопросы об их луках и просили предсказать, как незначительные модификации повлияют на скорость стрелы или уровень шума. Запросы включали такие вопросы, как: «Приведет ли увеличение силы натяжения (силы натяжения) к тому, что стрела будет двигаться быстрее, медленнее или не изменится?» и «Приведет ли увеличение высоты скобы - расстояния от тетивы до внутренней части лука - к тому, что стрела будет лететь быстрее, медленнее или не изменится?»
«При изготовлении лука мастер сталкивается с рядом сложных компромиссов, и его выбор конструкции представляет собой одно из возможных решений из большого количества возможностей», - сказал Харрис. «Лук хадза представляет собой элегантное решение исключительно сложной проблемы оптимизации. Их луки чрезвычайно универсальны, способны убивать широкий спектр добычи и функционировать в самых разных условиях». Харрис провел это исследование, будучи научным сотрудником Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Результаты исследования показывают, что участники исследования Хадза способны производить и передавать технологии изготовления луков, обладая лишь частичными причинно-следственными знаниями. Похоже, что некоторые дизайнерские решения, сделанные Hadza Bowyers, обусловлены культурными нормами, а не желанием оптимизировать производительность. Они также обнаружили, что причинно-следственные связи не коррелируют с возрастом. Другими словами, люди, по-видимому, не приобретают более полной каузальной схемы по мере взросления.
Лучники хадза изготавливают мощные луки из местных материалов и используют их для охоты на самую разнообразную добычу. Более 95% мужчин хадза владеют луком, и охотники используют луки, чтобы обеспечить большую часть мяса в своем рационе. и, следовательно, представляют собой жизненно важный аспект экономики хадза», - сказал Вуд. «Мужчины хадза начинают пользоваться луками в очень раннем возрасте. Мальчики в возрасте трех лет подражают производственному поведению своих старших и начинают изготавливать свои собственные луки. К раннему взрослому возрасту они становятся очень опытными лучниками и охотниками».
Нет также никаких доказательств того, что некоторые люди значительно более осведомлены, чем другие. Предыдущие исследования сообщали о присутствии социально признанных «экспертов» в таких областях, как охота, сбор меда и изготовление стрел. Тем не менее, мастерство изготовления лука, по мнению мастеров хадза, не основывается на исключительном знании причинно-следственных связей в механике лука.
Эволюция сложных технологий, таких как лук, может происходить только при частичном понимании причинно-следственных связей и имеет важные последствия для нашего понимания культурной эволюции технологий. Это говорит о том, что человеческая склонность полагаться на совокупную культуру, а не на индивидуальный опыт, вероятно, имеет глубокие эволюционные корни», - сказал Бойд, профессор Школы эволюции человека и социальных изменений и исследовательский филиал Института происхождения человека.
Необходимо более целостное понимание технологической эволюции, которое не рассматривает эти две конкурирующие модели как взаимоисключающие. В нашем исследовании мы нашли доказательства того, что полное причинно-следственное понимание не является необходимым, но мы также определили ключевые аспекты технологии снарядов хадза, которые, скорее всего, были связаны с причинно-следственным знанием», - сказал Харрис.
Исследователи продолжат свое исследование того, какие аспекты этой технологии, скорее всего, будут связаны с каузальным знанием и без него, и изучат степень, в которой они изучены через опыт и / или через прямое (активное обучение) или косвенное (наблюдение) передача. Их исследование будет способствовать развитию более целостной теоретической модели, которая учитывает относительную роль множества факторов, включая культуру, причинно-следственные связи и ограничения окружающей среды, такие как доступность ресурсов..