Морские млекопитающие подвергаются наибольшему риску из-за увеличения судоходства в Арктике

Морские млекопитающие подвергаются наибольшему риску из-за увеличения судоходства в Арктике
Морские млекопитающие подвергаются наибольшему риску из-за увеличения судоходства в Арктике

В августе 2016 года первый большой круизный лайнер прошел Северо-Западным проходом, северным водным путем, соединяющим Атлантический и Тихий океаны. В следующем году первое судно без ледокола проследовало по Северному морскому пути, маршруту вдоль арктического побережья России, который до недавнего времени был непроходим для торговых судов без сопровождения.

В последние десятилетия части арктических морей становятся все более свободными ото льда в конце лета и начале осени. Поскольку ожидается, что морской лед будет продолжать отступать из-за изменения климата, прогнозируется увеличение сезонного движения туристических и грузовых судов. Исследование, проведенное Вашингтонским университетом и Университетом Аляски в Фэрбенксе, является первым, в котором рассматривается потенциальное воздействие на морских млекопитающих, которые используют этот регион осенью, и определяется, какие из них будут наиболее уязвимы.

Исследование опубликовано 2 июля в Proceedings of the National Academy of Sciences. «Мы знаем из более умеренных регионов, что суда и киты не всегда хорошо смешиваются, и тем не менее суда готовы расширяться в этот чувствительный регион», - сказала ведущий автор Донна Хаузер, которая проводила исследование в качестве постдокторского исследователя в UW. в настоящее время доцент-исследователь Университета Аляски в Фэрбенксе. «Даже пересечение Северного полюса может быть пройдено в течение нескольких десятилетий. Это поднимает вопросы о том, как обеспечить экономическое развитие, а также защитить арктические морские виды».

Исследование изучило 80 субпопуляций семи морских млекопитающих, обитающих в Арктике, и определило их риски на основных судоходных путях или вблизи них в сентябре, месяце, когда в Северном Ледовитом океане больше всего открытой воды.

Сорок две из этих субпопуляций будут подвергаться воздействию движения судов, и степень воздействия плюс особые характеристики каждого вида определяют, какие из них наиболее чувствительны.

Наиболее уязвимыми морскими млекопитающими оказались нарвалы, или клыкастые киты. Эти животные мигрируют через части Северо-Западного прохода в места своего летнего обитания и обратно.

У нарвалов есть все черты, которые делают их уязвимыми к волнениям судов - они придерживаются действительно определенных районов, они довольно негибки в том, где они проводят лето, они живут только примерно в четверти Арктики, и они прямо посреди судоходных маршрутов», - говорит соавтор Кристин Лайдре, полярный ученый из Полярного научного центра Лаборатории прикладной физики Университета Вашингтона. «Они также полагаются на звук и, как известно, пугливы и чувствительны к любым помехам».

Другими млекопитающими, оказавшимися уязвимыми, были белухи и гренландские киты. Моржи также были уязвимы, потому что некоторые популяции относительно малы и, как известно, живут вдоль судоходных путей, по сравнению с в целом большими и широко распространенными популяциями кольчатых и морских зайцев, которые оказались менее уязвимыми.

Исследование показало, что наименее уязвимыми животными были белые медведи, которые в сентябре в основном находятся на суше и не полагаются на подводные звуки для общения или навигации. Доставка в другие сезоны может иметь большее значение.

В документе также указаны две «узкие точки», узкие проходы, где корабли и животные, скорее всего, пересекаются. Это Берингов пролив, разделяющий США и Россию, и пролив Ланкастер на северной канадской территории Нунавут. В этих регионах риск возникновения конфликтов был в два-три раза выше, чем на других участках пути следования.

«Эти обязательные точки захвата используются мигрирующими видами для проникновения в Арктику и выхода из нее, но они также являются необходимыми проходами для судов, следующих по этим морским путям», - сказал Хаузер.«Выявление относительных рисков в арктических регионах и среди морских млекопитающих может быть полезным при разработке стратегий борьбы с потенциальными последствиями».

Путешествие по Северному Ледовитому океану уже начинается, и российский маршрут имеет наибольший потенциал для коммерческих судов. С 2011 по 2016 год по Северному морскому пути прошло более 200 судов, все из которых были крупнотоннажными. За это время через Северо-Западный проход прошло более 100 судов, причем более половины из них были небольшими частными судами, такими как личные яхты.

Международная морская организация в мае установила первые международные правила движения судов в Северном Ледовитом океане. Добровольный кодекс был предложен США и Россией для определения безопасных маршрутов через Берингов пролив.

Новое исследование может помочь в разработке будущих руководств, расстановке приоритетов различных мер по защите морских млекопитающих и выявлении областей, требующих дальнейшего изучения, говорят авторы.

"Я думаю, что мы можем многому научиться из областей, которые уже думали о такого рода конфликтах между кораблями и популяциями морских млекопитающих, например, североатлантический гладкий кит или плавниковые и синие киты вокруг Калифорнии", Лайдре сказал. «Мы могли бы разработать некоторые стратегии смягчения последствий в Арктике, которые помогут судам избегать ключевых мест обитания, корректировать время их движения с учетом миграции животных, прилагать усилия для минимизации звуковых помех или в целом помогать судам обнаруживать животных и отклоняться от них».