В последнее столетие возможности для людей взаимодействовать с природой сократились, поскольку большинство людей теперь живут в городских районах и проводят большую часть своего времени в помещении. И хотя взрослые не только меньше знакомятся с природой, они также реже берут своих детей на улицу и формируют свое отношение к природе, создавая негативный цикл. В 1978 году эколог Роберт Пайл придумал фразу «исчезновение опыта» (EOE), чтобы описать это отчуждение от природы, и утверждал, что этот процесс является одной из главных причин кризиса биоразнообразия. Четыре десятилетия спустя возникает вопрос: как мы можем разорвать порочный круг и начать обращать вспять EOE?
В программах гражданской науки люди участвуют в реальных исследованиях, помогая ученым проводить исследования в локальном, региональном и даже глобальном масштабах. В исследовании, опубликованном сегодня, исследователи из Музея естественных наук Северной Каролины, Университета штата Северная Каролина, Университета Рутгерса и Израильского технологического института Технион предлагают гражданскую науку, основанную на природе, как средство воссоединения людей с природой. Чтобы люди сделали следующий шаг и развили желание сохранить природу, им нужно не только выйти на улицу или узнать о природе, но и развить эмоциональную связь с ней и сочувствие к ней. Поскольку программы гражданской науки обычно включают сбор данных, они побуждают участников искать, наблюдать и исследовать природные элементы вокруг них. По словам соавтора Карен Купер, помощника руководителя Лаборатории биоразнообразия в Музее естественных наук Северной Каролины, «Гражданская наука о природе обеспечивает структуру и цель, которые могут помочь людям замечать природу вокруг себя и ценить ее в своей повседневной жизни."
Чтобы найти доказательства существования этих паттернов в различных программах и способности гражданской науки охватить ненаучную аудиторию, исследователи изучили участников программ гражданской науки. Они рассмотрели 975 статей, проанализировали результаты исследований, которые включали мотивацию и/или результаты участников программ, ориентированных на природу, и обнаружили, что гражданская наука, основанная на природе, способствует развитию когнитивных и эмоциональных аспектов опыта на природе, что дает ей возможность обратить вспять EOE.
Стефани Шуттлер из Музея естественных наук Северной Каролины, ведущий автор исследования и ученый, работающий над программой захвата камеры гражданскими науками eMammal, увидела неофициальные свидетельства этого изменения в своей работе, включив исследование камеры-ловушки в классы K-12. «Учителя рассказывали мне, как взволнованы и удивлены ученики дикой природой на школьных дворах, - говорит Шуттлер. «Они понятия не имели, что в их кампусе процветали койоты, лисы и олени. Исследование, которое возглавлял Шуттлер, показывает, что гражданская наука расширила знания, навыки, интерес и любопытство участников к природе и даже вызвала положительные изменения в поведении. Другое исследование показало, что участники программы прибрежных наблюдений и группы по изучению морских птиц начали убирать пляжи во время исследований, хотя координаторы никогда не предлагали этого..
Хотя эти результаты являются многообещающими, исследование EOE также показало, что эта работа только началась и что большинство программ не достигают аудитории, которая еще не занимается наукой или природой. Только в 26 из 975 статей оценивались мотивы и/или результаты участников, и только в одной из этих статей изучались дети, самая важная демографическая группа в борьбе с EOE. «Многие исследования были полны удивительных историй о том, как гражданская наука пробуждала участников к природе вокруг них, однако большинство из них не изучали результаты», - отмечает Шуттлер.«Чтобы полностью оценить способность гражданской науки, основанной на природе, влиять на людей, мы призываем программы гражданской науки формально изучать их участников, а не просто изучать рассматриваемую систему».
Кроме того, большинство программ гражданской науки привлекали или даже набирали участников, заботящихся об окружающей среде, которые, вероятно, уже проводят больше времени на улице, чем средний человек. «Если мы действительно хотим воссоединить людей с природой, нам нужно проповедовать за пределами хора и привлекать людей, которые еще не интересуются наукой и/или природой», - добавляет Шуттлер. И, как утверждает соавтор Асаф Шварц из Техниона-Израильского технологического института, «лучший способ предотвратить исчезновение опыта - это создавать значимые впечатления от природы в местах, где мы все живем и работаем - в городах. Участие в гражданской науке - это отличный способ достичь этой цели, так как участие может усилить чувство приверженности людей делу защиты природы».
К счастью, есть и другие факторы, влияющие на участие участников в гражданской науке. Стремление к благополучию, управлению и сообществу может предоставить людям возможность участвовать, что является важным первым шагом на пути к соединению людей с природой. Хотя программы гражданской науки о природе предоставляют людям возможность взаимодействовать с природой, необходимы дальнейшие исследования механизмов, управляющих этими отношениями, чтобы углубить наше понимание различных результатов гражданской науки.