Вы, наверное, знаете остров Пасхи как «место с гигантскими каменными головами». Этот отдаленный остров в 2 300 милях от побережья Чили долгое время считался загадочным местом, где полинезийские мореплаватели разбили лагерь, построили гигантские статуи, а затем разрушили свое собственное общество в результате распрей и чрезмерной эксплуатации природных ресурсов. Однако новая статья в Journal of Pacific Archeology намекает на более сложную историю: анализируя химический состав инструментов, используемых для создания больших каменных скульптур, археологи обнаружили свидетельства существования сложного общества, в котором люди обменивались информацией и сотрудничали.
«Долгое время люди интересовались культурой, стоящей за этими очень важными статуями», - говорит ученый из Полевого музея Лор Дюссюбье, один из авторов исследования. «Это исследование показывает, как взаимодействовали люди, оно помогает пересмотреть теорию».
«Идея конкуренции и краха на острове Пасхи может быть преувеличена», - говорит ведущий автор Дейл Симпсон-младший, археолог из Университета Квинсленда. «Для меня резьба по камню является убедительным свидетельством сотрудничества между семьями и ремесленными группами».
Первые люди прибыли на остров Пасхи (или, на местном языке, Рапа-Нуи) около 900 лет назад. «Население-основатель, согласно устной традиции, состояло из двух каноэ во главе с первым вождем острова, Хоту Матуа», - говорит Симпсон, который в настоящее время работает на факультете колледжа ДюПэйдж. С годами население выросло до тысяч, сформировав сложное общество, которое вырезало статуи, которыми остров Пасхи известен сегодня. Эти статуи, или моаи, часто называемые «головами острова Пасхи», на самом деле представляют собой фигуры в полный рост, которые со временем были частично погребены под землей. Моаи, представляющие важных предков Рапа-Нуи, насчитывают почти тысячу, а самый большой из них имеет высоту более семидесяти футов.
По словам Симпсона, размер и количество моаи намекают на сложное общество. «В древнем Рапа-Нуи были вожди, жрецы и гильдии рабочих, которые ловили рыбу, занимались земледелием и изготавливали моаи. Для создания почти тысячи статуй требовался определенный уровень социально-политической организации», - говорит Симпсон.
Недавние раскопки четырех статуй во внутреннем районе Рано Рараку, карьера статуй, были проведены Джо Энн Ван Тилбург из Института археологии Котсена Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и директором проекта статуи острова Пасхи вместе с ее Рапа Нуи. отряд раскопок. Чтобы лучше понять общество, изготовившее две статуи, Симпсон, Дюссубье и Ван Тилбург подробно изучили двадцать одно из примерно 1600 каменных орудий, сделанных из вулканического камня, называемого базальтом, которые были обнаружены при раскопках Ван Тилбурга. Около половины найденных инструментов, называемых токи, представляли собой фрагменты, указывающие на то, как они использовались.
Для Ван Тилбурга цель проекта заключалась в том, чтобы лучше понять, как могли взаимодействовать производители инструментов и резчики статуй, таким образом получив представление о том, как функционировала индустрия производства статуй. «Мы хотели выяснить, откуда берется сырье, используемое для изготовления артефактов», - объяснил Дюссюбье. «Мы хотели знать, берут ли люди материалы поблизости от места своего проживания».
На острове Пасхи есть по крайней мере три разных источника, которые Рапа-Нуи использовали для изготовления своих каменных орудий. Базальтовые карьеры занимают двенадцать тысяч квадратных метров, площадь размером с два футбольных поля. И эти разные каменоломни, инструменты, которые из них добывали, и перемещение между геологическими местами и археологическими памятниками проливают свет на доисторическое общество Рапа-Нуи.
«Базальт - это сероватая порода, которая не похожа на что-то особенное, но когда вы смотрите на химический состав образцов базальта из разных источников, вы можете увидеть очень тонкие различия в концентрациях различных элементов», - объясняет Дюсюбье.«Порода из каждого источника отличается из-за геологии каждого участка».
Dussubieux руководил химическим анализом каменных орудий. Археологи использовали лазер, чтобы отрезать крошечные кусочки камня от токи, а затем использовали инструмент, называемый масс-спектрометром, для анализа количества различных химических элементов, присутствующих в образцах. Результаты показали общество, в котором, по мнению Симпсона, активно сотрудничали.
«Большинство токи было получено из одного карьерного комплекса - как только люди нашли карьер, который им понравился, они остались с ним», - говорит Симпсон. «Для того, чтобы все использовали один тип камня, я считаю, что они должны были сотрудничать. Вот почему они были такими успешными - они работали вместе».
Для Симпсона такой уровень крупномасштабного сотрудничества противоречит популярному повествованию о том, что жители острова Пасхи исчерпали ресурсы и в результате войны вымерли. «Вокруг острова Пасхи так много загадок, потому что он такой изолированный, но на острове люди взаимодействовали и до сих пор взаимодействуют в огромных количествах», - говорит Симпсон. Хотя позже общество было уничтожено колонистами и рабством, культура рапа-нуи сохранилась. «Сегодня в живых живут тысячи жителей Рапа-Нуи - общество не исчезло», - объясняет Симпсон.
Ван Тилбург призывает к осторожности в интерпретации результатов исследования. «Почти исключительное использование одного карьера для производства этих семнадцати инструментов подтверждает мнение о специализации ремесла, основанной на обмене информацией, но на данном этапе мы не можем знать, было ли взаимодействие совместным. Возможно, оно также было каким-то образом принудительным». поведение сложное. Это исследование побуждает к дальнейшему картографированию и поиску камней, а наши раскопки продолжают проливать новый свет на резьбу моаи». В дополнение к потенциальному прокладыванию пути к более тонкому взгляду на людей Рапа-Нуи, Дюсубье отмечает, что исследование важно из-за его более широкого понимания того, как работает общество. «То, что происходит в этом мире, - это цикл, то, что было в прошлом, произойдет снова», - говорит Дюссюбье.«Большинство людей не живут на маленьком острове, но то, что мы узнаем о взаимодействии людей в прошлом, очень важно для нас сейчас, потому что то, как мы взаимодействуем, формирует наш мир».