Приматы и вороны планируют, не задумываясь

Приматы и вороны планируют, не задумываясь
Приматы и вороны планируют, не задумываясь

Планирование и самоконтроль у животных не требуют умственных способностей, подобных человеческим, согласно исследованию Стокгольмского университета. Недавно разработанные модели обучения, аналогичные моделям, используемым в исследованиях искусственного интеллекта, показывают, как планирование у воронов и человекообразных обезьян может развиваться на основе предыдущего опыта без необходимости размышлений.

Исследователи ранее предполагали, что вороны могут планировать лучше, чем четырехлетние дети. Новое исследование «Что может сделать ассоциативное обучение для планирования?» отвергает идею о том, что вороны и человекообразные обезьяны обладают способностями к планированию, подобными человеческим.

Животные могут принимать решения, которые не приносят немедленной выгоды, но вместо этого могут привести к чему-то значимому в будущем. Некоторые исследователи предположили, что планирование у человекообразных обезьян и воронов развивается посредством мышления, что они моделируют будущие сценарии и принимают решения на основе «Мое исследование показывает, что планирование поведения и самоконтроль у нечеловеческих животных вместо этого могут возникать посредством ассоциативного обучения», - говорит Йохан Линд, доцент кафедры этологии Центра культурной эволюции Стокгольмского университета, автор исследования..

В исследовании используется компьютерное моделирование ранее опубликованных исследований человекообразных обезьян и воронов. В Центре культурной эволюции исследователи сформулировали новую математическую модель обучения у животных, аналогичную моделям в исследованиях искусственного интеллекта. Эта новая модель обучения была подвергнута тем же сценариям, что и вороны и человекообразные обезьяны в исследованиях по планированию, чтобы выяснить, что нужно для демонстрации способностей к планированию, подобных тем, которые демонстрируют вороны и человекообразные обезьяны.

Компьютерное моделирование показало, что модель обучения, которая не способна думать или моделировать будущие сценарии, способна учиться планировать так же хорошо, как это делали животные в экспериментах. Эта модель также способна обучаться самоконтролю. Он может научиться игнорировать небольшое немедленное вознаграждение в виде еды, чтобы вместо этого выбрать, например, инструмент, который можно использовать только после долгой задержки. Но после долгой задержки инструмент можно использовать для получения крупного пищевого вознаграждения.

Сегодня мы знаем, что аналогичные модели обучения в исследованиях искусственного интеллекта позволяют научиться играть в настольные игры и побеждать игроков-людей. Однако такие модели обучения часто игнорируются при изучении познания животных. Животные часто очень эффективны учиться на собственном опыте, и это помогает им выживать в местах, которые часто бывают враждебными и соперничающими», - говорит Йохан Линд.