Новое исследование, проведенное учеными из Бристольского университета и Лондонского университета королевы Марии, показало, что шмели могут различать цветы по запаху.
Цветы имеют множество различных узоров на поверхности, которые помогают направлять пчел и других опылителей к цветочному нектару, ускоряя опыление.
Эти узоры включают в себя визуальные сигналы, такие как линии, указывающие на центр цветка, или различия в цвете.
Цветы также обладают разным запахом на своей поверхности, поэтому пчела-залетница может обнаружить, что центр цветка пахнет иначе, чем края лепестков.
Это новое исследование, опубликованное сегодня в журнале Proceedings of the Royal Society B, показывает, что шмели могут различать цветы по тому, как аромат расположен на их поверхности.
Ведущий автор доктор Дэйв Лоусон из Школы биологических наук Бристольского университета сказал: «Если вы посмотрите на цветок в микроскоп, вы часто можете увидеть, что клетки, которые производят аромат цветка, расположены в виде узоров..
"Создавая искусственные цветы с одинаковыми запахами, расположенными в разных узорах, мы можем показать, что этот узор может быть сигналом для пчелы. Для цветка важен не только приятный запах, но и то, где ты ставишь запах на первое место."
Исследование также показывает, что как только пчелы узнают, как расположен запах на цветке, они предпочитают посещать цветы без запаха, на поверхности которых имеется похожее расположение визуальных пятен.
Доктор Лоусон добавил: «Это эквивалентно тому, как если бы человек засунул руку в сумку, чтобы почувствовать форму нового объекта, который он не может видеть, а затем выбрал изображение этого объекта. Способность мысленно переключаться между различными чувствами - это то, что мы считаем само собой разумеющимся, но удивительно, что такое маленькое животное, как пчела, также может делать что-то столь же абстрактное».
Профессор Ларс Читтка из Школы биологических и химических наук королевы Марии сказал: «Мы уже знали, что пчелы умны, но мы были очень удивлены тем фактом, что пчелы могут изучать невидимые узоры на цветах - узоры, которые были только что сделанный из аромата.
Пахучие железы на наших цветках располагались либо по кругу, либо крестом, и пчелам приходилось определять эти узоры с помощью своих щупалец. экспериментатор, пчелы могут мгновенно распознать изображение, которое раньше было просто эфемерным узором летучих веществ в воздухе».
Старший автор, доктор Шон Рэндс, также из Бристоля, добавил: «Цветы часто рекламируют своих опылителей множеством разных способов одновременно, используя смесь цвета, формы, текстуры и соблазнительных запахов.
Если пчелы могут запоминать узоры, используя одно чувство (обоняние), а затем передавать это другому чувству (зрению), то логично, что цветы рекламируются множеством способов одновременно, поскольку изучение одного сигнала будет означать что пчела настроена положительно реагировать на различные сигналы, с которыми она никогда не сталкивалась.
"Рекламные агентства были бы очень рады, если бы то же самое произошло с людьми."
Около 75 процентов всех продуктов питания, выращиваемых во всем мире, зависят от цветов, опыляемых животными, такими как пчелы. Опубликованная сегодня работа является частью продолжающегося исследования в Бристольском университете, которое изучает множество различных способов, которыми растения общаются со своими опылителями, используя различные инновационные методы для изучения того, как пчелы воспринимают цветы, которые они посещают.