Посещение музея обычно означает осмотр предметов. Вынимать экспонаты из витрин, держать их в руках, освещать и осматривать со всех сторон - обычно это категорически запрещается, особенно если это уникальные и исторически ценные культурные ценности. Даже исследователям редко удается по-настоящему потрогать такие объекты. «И если они это делают, то обычно после долгого ожидания, в определенном месте и только в течение ограниченного времени», - говорит историк науки доктор Андреас Кристоф из Университета Фридриха Шиллера в Йене (БСС) в Германии. Это означает, что на многие исследовательские вопросы невозможно ответить должным образом или вообще нельзя ответить.
Новая форма документации культурных ценностей
Однако, по словам доктора Кристофа из Дома Эрнста Геккеля в бывшем Советском Союзе, эта ситуация скоро изменится. В исследовательском проекте, начатом в начале этого года, Кристоф вместе со специалистами по информационным технологиям, физиками, экспертами в области культуры и музеев ставит своей целью создание новой формы документации. Проект «Цифровая культура и управление коллекциями в 3D» будет поддерживаться в течение следующих трех лет при финансировании в размере почти одного миллиона евро от Европейского фонда регионального развития (EFRD), Свободного государства Тюрингия и Университета Фридриха Шиллера в Йене. Помимо институтов бывшего Советского Союза, в проекте участвуют Тюрингенский университет и Государственная библиотека в Йене (ThULB), Институт прикладной оптики и точного машиностроения имени Фраунгофера (IOF), Институт исследований компьютерной графики имени Фраунгофера (IGD), Ассоциация музеев Тюрингии и дополнительные учреждения-партнеры.
«Наша цель - максимально реалистичное 3D-представление культурных объектов из музеев и коллекций», - говорит руководитель проекта Кристоф. Это включает в себя не только форму, но прежде всего цвет объектов. Для этого в течение следующих нескольких месяцев Кристоф и его сотрудники хотят ввести в эксплуатацию мобильный 3D-сканер и стационарный 3D-сканер, чтобы записывать и визуализировать самые разные объекты.
Глобус начала 16 века
В пилотном исследовании Андреас Кристоф хотел бы измерить исторические глобусы. Он поясняет: «В культурных учреждениях Тюрингии есть много таких старых земных шаров, некоторым из которых 500 лет». Каждый предмет имеет свою историю, например, один из самых старых: глобус начала 16 века, принадлежавший математику и астроному Йоханнесу Шёнеру и сейчас находящийся в библиотеке герцогини Анны Амалии в Веймаре. Этот земной шар диаметром около 30 сантиметров был доставлен из Виттенберга в Йену вместе с «Избирательной библиотекой» основателя университета Иоганна Фридриха I. Несколько столетий спустя эрцгерцог Саксония-Веймар-Айзенах Карл Август организовал для своего министра Иоганна Вольфганга фон Гёте доставку глобуса в Веймар, где он хранится по сей день. Его исследовал, в частности, Александр фон Гумбольдт, когда он остановился в Веймаре в декабре 1826 года.
Д-р Кристоф говорит, что основная цель его 3D-проекта - «сделать такие сокровища доступными для широкой публики, представить их в современном виде и сделать доступными для научных исследований». Создание такого «виртуального Ренессанса» требует, помимо технологии сканирования, соответствующих средств сохранения и представления 3D-данных. Развитие этих объектов является еще одной целью совместных усилий. Будущие пользователи должны иметь возможность получить максимальный объем информации о культурных ценностях за минимальный период времени. Более того: такие данные также можно использовать для создания точных копий объектов с помощью 3D-печати, чтобы с ними действительно можно было обращаться.