Появление производства продуктов питания происходило на Ближнем Востоке более 10 000 лет и вызвало глубокие изменения в способах организации человеческого общества. Новое исследование, опубликованное в журнале PloS One профессором Шерил Макаревич из Кильского университета и профессором Биллом Финлейсоном из Университета Рединга, демонстрирует, что специализированные постройки регулярно присутствовали в первых сельскохозяйственных деревнях мира и играли ключевую роль в поддержании и укреплении общественной сплоченности.. Опираясь на новые археологические данные, полученные во время раскопок в поселении докерамического неолита B в Бейде, расположенном в тех же горах, что и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в Петре, исследование показывает, как сама архитектурная ткань ранних фермерских деревень помогала формировать человеческое взаимодействие во время период возникновения новых социальных стрессов, связанных с первым земледелием и скотоводством.
«Эти здания служили координационным центром для сообщества, местом, где повседневные мирские дела, такие как приготовление пищи и изготовление инструментов, могли выполняться несколькими людьми одновременно», - говорит Макаревич. «Более того, эти места были также важны, поскольку они давали место, куда члены сообщества могли зайти и поболтать со своими соседями - эта неформальная, но очень регулярная деятельность, возможно, была тем более важной в этом контексте все более крупных и оседлых Члены сообщества знали, что информация передается, и было центральное место, где можно было узнать новости».
То, что мы также видим здесь, в Бейдхе, является действительно интересным примером того, как общества справляются с решением новых проблем, связанных с доступом и контролем прав собственности на растительные и животные ресурсы, которые, возможно, стали более оспариваемыми в этих все более густонаселенных Также интересно то, что люди в Бейде справились с этой новой социальной напряженностью совершенно иначе, чем их современники на западе через долину реки Иордан. Там, вместо того, чтобы строить общественную архитектуру, они занимались сложной и многоступенчатой практикой погребения, которая включала извлечение черепов у погребенных через некоторое время после их захоронения, укрытие этих черепов, а затем их штукатурку, возможно, коллективно, чтобы придать им новые лица. Мы думаем, как и многие наши коллеги, что это ритуальное обращение с черепами в раннем неолите было еще одним средством социальной сплоченности, но оно действовало совершенно иначе, чем общественные здания, подобные тем, что были в Бейде».
Исследователи предполагают, что на юге Иордании развился особый путь социальной сплоченности, который включал ежедневную практику сообщества в нежилых зданиях для поддержания и укрепления социальных структур, а не случайные и драматические ритуалы и погребальные практики, используемые в других местах на юге. Левант. И Макаревич, и Финлейсон отмечают, что «существует долгая история использования архитектуры специального назначения на юге Иордании для структурирования сообщества, и этот способ использования застроенной среды не только для убежища восходит к началу неолита. здесь. Продолжение этой практики иллюстрирует сильную локальную преемственность путей через неолитическую революцию».