Судовые перевозки могут быть основным источником крошечных пластиковых частиц, плавающих в море, особенно в открытом океане. В статье, опубликованной в научном журнале Environmental Science & Technology, группа геохимиков-экологов из Института химии и биологии морской среды Ольденбургского университета под руководством доктора Барбары Шольц-Бёттхер впервые дает обзор микропластика. массовое распространение в Северном море.
Ученые обнаружили, что большая часть пластиковых частиц в пробах воды, взятых из Немецкой бухты, района в юго-восточной части Северного моря, который охватывает одни из самых оживленных судоходных путей в мире, происходят из связующих, используемых в морские краски.«Наша гипотеза состоит в том, что корабли оставляют на воде своего рода «следы заноса», которые в качестве источника микропластика имеют такое же значение, как и частицы износа автомобильных шин на суше», - говорит Шольц-Бёттхер.
Полная картина
Осенью 2016 и 2017 годов команда из Ольденбурга взяла пробы воды в различных местах Немецкой бухты с помощью исследовательского судна Heincke. Шольц-Бетчер и двое ее коллег Кристофер Дибке и Мартен Фишер использовали сита из нержавеющей стали для фильтрации пластиковых частиц диаметром намного меньше одного миллиметра из морской воды, а затем проанализировали химический состав собранных частиц. Они использовали специальный аналитический метод, при котором молекулы пластика сначала нагревали до температуры почти 600 градусов Цельсия, чтобы разбить их на более мелкие, характерные фрагменты, а затем разделяли и относили к разным полимерным группам на основе их массы и химических свойств. С помощью этого метода исследователи также смогли количественно определить массу каждого типа пластика. «Предыдущие исследования измеряли только количество частиц в Северном море. Мы впервые также определили распределение массы и, таким образом, получили более полную картину появления различных типов пластика», - подчеркивает Шольц-Бёттхер.
Команда была удивлена результатами: образцы содержали прежде всего индикаторы для поливинилхлорида (ПВХ), полимеров, известных как акрилаты, и поликарбонатов. На их массу приходилось около двух третей общего содержания микропластика в среднем и до 80 процентов в отдельных образцах. Упаковочные пластмассы, такие как полиэтилен (ПЭ), полипропилен (ПП) и полиэтилентерефталат (ПЭТ), которые, по предварительным оценкам, составляют основную часть микропластика в море, составляют гораздо меньший процент. «Мы не ожидали такой схемы распределения», - говорит Шольц-Бёттхер.
Микропластик производится непосредственно в море
Когда исследователи провели более детальный анализ результатов, они обнаружили, что полиэтилен, полипропилен и полиэтилентерефталат были обнаружены в основном у береговой линии, тогда как в открытом Северном море и в устье Эльбы - особенно вблизи крупных морские пути - преобладали другие виды пластика. «Мы считаем, что эти частицы происходят из корабельных покрытий, где эти пластики используются в качестве связующих веществ, например, в акриловых красках или эпоксидных смолах», - объясняет Шольц-Бёттхер. Эти результаты показывают, что непосредственно в море производится гораздо больше микропластика, чем считалось ранее.
По данным группы, литературные исследования показывают, что только в Европейском союзе несколько тысяч тонн краски ежегодно попадает в морскую среду. С потенциально вредными последствиями для окружающей среды: покрытия и краски, используемые на судах, содержат тяжелые металлы и другие добавки, токсичные для многих организмов. Эти противообрастающие компоненты используются для защиты корпусов судов от ракушек и других подводных организмов и постоянно стираются ветром и волнами. В настоящее время команда проводит дальнейшие исследования, например, в устьях рек и в отложениях, чтобы лучше понять, как эти микропластики попадают в окружающую среду.